РИГА, 5 окт — Sputnik. Концессионное соглашение о строительстве угольного терминала "Лавна" и инфраструктуры к нему в Мурманске будет заключено в течение октября. Общая стоимость проекта может составить 44 миллиарда рублей. Первая очередь терминала, который может забрать часть перевалки угля у Прибалтики, заработает уже к концу 2020 года, пишет "Коммерсант".
Комплекс перегрузки угля "Лавна" будет построен на западном берегу Кольского залива. Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн. Мощность терминала — 18 миллионов тонн в год. Запуск первой очереди (на 9 миллионов тонн) намечен на конец 2020 года, через год проект выйдет на полную мощность.
Глава российского правительства Дмитрий Медведев распорядился до конца октября заключить концессионное соглашение о строительстве терминала и инфраструктуры к нему.
По данным газеты, основным инвестором проекта станет совладелец холдинга УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) Андрей Бокарев, но речь идет о структурах господина Бокарева, а не УГМК. Стоимость самого терминала оценивается в 24 миллиарда рублей. Железная дорога (18 миллиардов рублей) строится за счет бюджета, как и дноуглубление и системы навигационного обеспечения (1,8 миллиарда рублей).
В Государственной транспортной логистической компании (ГТЛК), которой принадлежит ООО "Морской торговый порт Лавна", подтвердили факт переговоров с бизнесменом, добавив, что уже получено одобрение ФАС.
Один из источников "Коммерсанта" пояснил, что основная идея вхождения Андрея Бокарева — прогнозируемый дефицит портовых угольных мощностей при росте экспорта.
Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.
При текущих ценах уголь из Лавны можно везти и в АТР, но как только он подешевеет в ответ на рост мировой добычи, основным направлением станет атлантический рынок, где спрос сокращается, считает эксперт Максим Худалов из АКРА.
Как повлияет на Латвию
Транзит угля из России является одним из основных направлений деятельности крупнейшего в Латвии Рижского порта – около 40% всего грузооборота составляет именно уголь. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится.
"Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8-9 миллионов тонн угля в год. Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом. Хотя в Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии", — сказал Америкс.
Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется – в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.