РИГА, 26 сен — Sputnik. Вместо того чтобы соглашаться с Эдгарсом Ринкевичсом в том, что Латвия больше не мост и не ворота для транзита, нужно вести конструктивный диалог с соседями и разумно инвестировать в инфраструктуру, заявил экс-министр сообщения страны Анрийс Матисс в интервью "МК-Латвия".
"Наш действующий министр иностранных дел (Эдгарс Ринкевичс – ред.) недавно заявил, что "Латвия в сфере транзита больше не ворота и не мост". Как в других государствах должны воспринимать такие слова? Мы что, отказываемся от транзита? Но он дает нам 10% от ВВП (около 27 миллиардов евро в 2017 году — ред.), в отрасли занято 80 тысяч человек", — возмущается Матисс.
Бывший министр считает, что Латвия, благодаря географическому положению, может продолжать получать выгоду, пропуская грузы соседних стран.
"Беларусь не имеет доступа к морю, Россия строит новые порты, но мощности ей не хватает, чтобы переправить все свои грузы. Эти страны нуждаются в нас, а наш министр говорит: "Латвия больше не ворота!" — и другие министры с этим молча соглашаются", — говорит Матисс.
Сам экс-министр в корне не согласен с такой позицией. По его мнению, если сбалансировать тариф на железнодорожные перевозки через Латвию, провести разумные инвестиции и восстановить диалог с партнерами, это поможет наращивать транзит грузов примерно на пять миллионов тонн в год. В частности, Матисс предлагает в свете недавнего заявления президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что, если Литва не очень хочет сотрудничать, нужно сделать упор на Латвию, акцентировать внимание именно на белорусских грузах на данном этапе.
Во-первых, считает Матисс, нужно дать возможность белорусскому бизнесу построить свои терминалы в латвийских портах, это поможет закрепить сотрудничество на долгие года.
"Опыт показывает, что если у крупного предприятия имеется в порту свой терминал, то Латвия не теряет его грузов. В этом году объем белорусских грузов увеличился на 15-25%. Но пока это предел. Например, калийные удобрения, которые раньше шли транзитом через Вентспилс, полностью переместились в Клайпеду. Так давайте создадим для белорусов такие условия, чтобы они были заинтересованы отправлять грузы через порты Латвии", — говорит Матисс.
Во-вторых, Матисс предлагает разрабатывать более гибкую тарифную политику железной дороги.
"В этом году тариф Латвийской железной дороги увеличился на 7%, что было одним из факторов снижения транзита примерно на три миллиона тонн. Нужно сделать так, чтобы наши тарифы были интересными для партнеров", — считает экс-министр.
По его мнению, есть и другие способы привлечь грузы, о которых государство почему-то не думает. Например, электрификация железной дороги от границы с Беларусью до Рижского порта. Матисс напоминает, что на сегодня в планах по электрификации железнодорожные линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига.
"А белорусы со своей стороны поставили себе задачей электрифицировать железную дорогу от Минска до границы с Латвией в Индре. Так может, нам тоже надо дотянуть электрификацию со своей стороны до самой границы в Индре (длина железнодорожного пути от Индре до Даугавпилса около 60 километров – ред.)? И вдобавок сделать так, чтобы электровоз мог доставить белорусские грузы не до Шкиротавы, откуда их потом через всю Ригу будет тянуть дизельный локомотив, а прямо до Русского острова", — говорит Матисс.
По его словам, он делал такое предложение, но власти ответили, что денег на это не хватит. Матисс считает, что нехватку средств можно обойти, оставив пока не электрифицированной другую ветку.
"Если денег нет, то давайте сначала полностью электрифицируем железную дорогу до белорусской границы и дотянем линию прямо до Рижского порта, и только потом будем браться за электрификацию в сторону России! Это выгодно не только для бизнеса и нашего госбюджета, но и для всех жителей Риги, которые будут избавлены от большой части плохо пахнущих дизельных поездов", — заключает Матисс.
Транзитный сектор Латвии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По данным организации "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика", за четыре года железнодорожные перевозки сократились на 23%, оборот портов Латвии — на 16%, а народное хозяйство потеряло по крайней мере 132 миллиона евро.
По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше после того, как в России будут достроены специализированные терминалы.
Так, в морском порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области в ближайшее время появятся три новых терминала — по переработке зерна, пищевых продуктов, а также генеральных и сыпучих грузов. Принимающая способность новых портовых объектов превысит 1100 вагонов в сутки, или 20-25 миллионов тонн грузов в год.
Также на берегу Кольского залива начато строительство комплекса перегрузки угля "Лавна". Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики (уголь составил основу перевалки грузов в крупнейшем в Латвии Рижском свободном порту, а также в Вентспилсском порту в 2017 году) на российские порты и освоить новые рынки сбыта. Кроме того, это позволит повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.