РИГА, 16 авг — Sputnik. Страны Балтии надеялись "урвать свою часть пирога" в вопросе привлечения китайских инвестиций и грузов в рамках проекта "Новый шелковый путь", однако, по мнению экспертов, им можно рассчитывать разве что на скромные поставки продовольствия в КНР и туризм, пишет RuBaltic.
В Европе Китай, прежде всего, интересуют передовые страны — объемы китайских инвестиций в Британию, ФРГ, Италию, Францию измеряются десятками миллиардов. А в Литву в период с 2000 по 2016 год Китай вложил всего 33 миллиона евро, в Эстонию — 23 миллиона, а в Латвию — 3 миллиона, говорится в статье.
"Пока что наши связи ограничиваются туризмом, культурным обменом, но не более того", — отметил председатель финансовой комиссии эстонского парламента Михаил Стальнухин.
Русофобия сыграла злую шутку
Что касается использования балтийских портов и железной дороги для транзита китайских товаров в Европу, то этот вопрос невозможно рассматривать вне сотрудничества с Россией, отмечают эксперты.
"Китай обсуждал со странами Балтии возможные инвестиции в некоторые инфраструктурные проекты. Но проблема заключается в следующем: даже если китайцы будут использовать Прибалтику в качестве транзитной территории, транзит все равно должен идти еще и через Россию", — подчеркнул эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Он подчеркнул, что участие Китая в каких-либо крупных транспортных проектах в регионе Балтики означает усиление экономических и инфраструктурных связей с Россией.
"Я не уверен, что политическое руководство прибалтийских республик готово на это пойти. Если оно не готово, то никаких прорывов в этой сфере ожидать не приходится", — сказал Кашин.
Он отметил, что этот фактор уже повлиял на перспективы китайско-польских проектов.
"Китайцы хотели проложить через нее (Польшу – ред.) железнодорожный коридор в Европу, однако поляки во время переговоров начали выдвигать какие-то совершенно абсурдные условия: мол, этот коридор не должен проходить через Россию. Но он не может через нее не идти. На этом этапе переговоры и застопорились", — сказал Кашин.
Препятствует участию стран Балтии в новых транспортных проектах не только русофобская политика, но и активное строительство транспортной и логистической инфраструктуры на Северо-Западе России. Китайским партнерам выгоднее работать с Россией – в силу больших грузопотоков она может предложить более выгодные тарифы.
"Когда-то у нас был транзит. (…) Но куда делся этот транзит после строительства порта в Усть-Луге? Этот порт выходит на 180 миллионов тонн грузооборота в год, то есть становится третьим по величине в Европе. А из Прибалтики уходят последние потоки. Все упирается в обороты: чем они больше, тем ниже тарифы. Чем ниже у России тарифы, тем больше потенциал для увеличения грузооборота. Конкурировать в таких условиях очень сложно", — пояснил Стальнухин.
Транзитный сектор Балтии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По данным организации "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика", за четыре года железнодорожные перевозки сократились на 23%, оборот портов Латвии — на 16%, а народное хозяйство потеряло по крайней мере 132 миллиона евро.
По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше — после того, как в России будут достроены специализированные терминалы. Так, в морском порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области в ближайшее время появятся три новых терминала — по переработке зерна, пищевых продуктов, а также генеральных и сыпучих грузов. Принимающая способность новых портовых объектов превысит 1100 вагонов в сутки, или 20-25 миллионов тонн грузов в год.
Также на берегу Кольского залива начато строительство комплекса перегрузки угля "Лавна". Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики (уголь составил основу перевалки грузов в крупнейшем в Латвии Рижском свободном порту, а также в Вентспилсском порту в 2017 году) на российские порты и освоить новые рынки сбыта. Кроме того, это позволит повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.
Кормить и продавать сувениры
Еще одна выгода, о которой говорят балтийские политики, — экспорт продуктов питания и сельхозпродукции в КНР. Литва намеревалась накормить китайцев молочной продукцией, Эстония — килькой и лососем, Латвия — сырами, сухим молоком, сливками. Но больших доходов это не принесло.
По мнению Василия Кашина, странам Балтии не стоит возлагать больших надежд на торговлю с Китаем. В том числе и по той причине, что они не обладают достаточной самостоятельностью в принятии решений.
"Китай, несомненно, и дальше будет оставаться крупным импортером экологически чистой сельхозпродукции. Но, опять-таки, это частный случай в большом вопросе взаимоотношений между Китаем и Евросоюзом. Как они договорятся, так все и будет происходить".
Михаил Стальнухин считает, что в отношениях с Китаем Прибалтика должна делать ставку на туризм, это наиболее реалистичная форма сотрудничества.
По его мнению, готовность китайских туристов раскошелиться будет зависеть от принимающей стороны.
"Никто не приезжает со словами: "Здравствуйте, я оставлю у вас свои деньги". Приезжают посмотреть. А дальше от вас зависит, сумеете ли вы соблазнить туриста каким-нибудь рестораном, сумеете ли продать ему сувенир, заинтересуете ли товарами в местных магазинах", — заключил Стальнухин.