Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Матисс: шпроты Латвия еще продаст, а вот без грузов из РФ спасения нет

© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкГрузовые поезда на станции
Грузовые поезда на станции - Sputnik Латвия
Подписаться на
Латвии нужно сотрудничать с Россией, умерив агрессивную риторику, которая всех отталкивает, заявил бывший министр сообщения Анрийс Матисс

РИГА, 18 июл — Sputnik. Латвия могла бы взять пример с Финляндии в вопросах выстраивания взаимоотношений с Россией. Хельсинки хоть и вынуждены были поддержать санкции против РФ, смогли сохранить экономическое сотрудничество с РФ. А Латвия своей риторикой отталкивает соседа. Свои рыбные консервы балтийская республика еще, может, продаст на Западе, а вот транзит без России погибнет, заявил экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс в интервью Dienas Bizness.

Трамп показал, какую политику надо выбирать

И Финляндия, и Латвия являются членами ЕС, однако ведут совершенно разную политику в отношении России, и здесь Рига явно проигрывает, считает Матисс.

Погрузочные работы во Владивостокском морском торговом порту - Sputnik Латвия
Россия удачно променяла балтийские порты на финские

"Нельзя не заметить, что у Финляндии нет таких экономических разрывов в сотрудничестве с Россией, нет и препятствий для транзита. Конечно, Финляндия также пострадала из-за санкций. Однако в области транзита сотрудничество Финляндии с Россией очень хорошее и двигается вперед", — заявил бывший министр.

По его мнению, то, что первая полноформатная встречи президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа прошла в Хельсинки, лишнее подтверждение тому, что Финляндия выбрала верный курс.

"Определенно стоит изучить опыт Финляндии. Отношения с Россией — это вопрос не только политической риторики, это вопрос экономической выгоды. Важны тарифы, условия в портах, конкретные условия в законодательстве, в банковской сфере. Политики должны смотреть, как эти вопросы решает Финляндия, как их решает та же Литва. Даже несмотря на риторику, грузооборот в литовских портах не снижается и экономическое сотрудничество продолжается. Не только политикам, но и чиновникам, и предпринимателям в транспортной области стоит понаблюдать за финнами и литовцами и поучиться у наших соседей", — сказал Матисс.

Если ничего не делать – транзит потерян

Бывший министр считает, что Латвия может улучшить отношения с Россией и интенсифицировать экономические отношения – была бы политическая воля.

"С Россией надо сотрудничать. У нас точно есть возможность не быть такими агрессивными, какими мы были. Мы многое от себя отпугнули таким агрессивным поведением. Мы не можем не сотрудничать только экономически, нам нужно считаться с политическим отношением к России", — считает Матисс.

Мэр города Резекне Александр Барташевич - Sputnik Латвия
Мэр Резекне: Латвия нужна в транзите, как аппендикс - в пищеварении

Что бы ни заявляли латвийские политики, балтийская страна экономически очень зависит от России, подчеркнул Матисс.

"Возможно, рыбные консервы мы можем продавать где-то на Западе, но транзит перенаправить мы не можем, так как мы не можем изменить географию. Мы соседние страны, и наши порты используются сто лет. Как только они построят свои порты и откажутся от нас, у нас не будет, куда диверсифицировать российские грузы. Если мы ничего не делаем, то российский транзит мы потеряли", — предупредил Матисс.

Экс-министр считает важным для Латвии быть открытой к российским инвестициям в порты.

"Чтобы эти владельцы грузов, неважно российские это предприниматели или белорусские, инвестировали бы в наши порта и создали бы свои терминалы. И тогда они не допустят, чтобы эти терминалы простаивали бы пустыми. Например, терминал минеральных отходов в Рижском порту по-прежнему работает. И весьма успешно работает, потому что он принадлежит производителю или хозяину грузов. Так же и с Россией", — сказал Матисс.

"Турпоездки" по Азии не помогут

Матисс считает, что планы латвийских чиновников по привлечению грузов из Индии, Китая или других стран Азии без заинтересованности в них России являются нереализуемыми.

"Мне кажется, это глупости — разъезжать по всей Азии и искать грузы в Индии, Иране или Китае. Как будто бы в этом наше спасение! Надо понять, что у нас нет границ ни с одной из этих стран, и, если Россия захочет, она со своими тарифами остановит этот транзит еще до того, как он начнется. Так что у нас не будет никакого спасения", — сказал Матисс.

Вагоны и контейнеры в Рижском порту - Sputnik Латвия
Матисс заснял китайские карты: Латвии в схеме транзита нет

Кроме того, определяющую роль играет объем перевозимых грузов. Если раньше из России шел стабильный поток, обслуживание которого приносило латвийскому сектору транзита средства на поддержание инфраструктуры и прибыль, то несколько контейнерных поездов из Китая таких денег не дадут. Следовательно, железной дороге придется еще больше повышать тариф, который и так больше, чем, например, в той же Литве, пояснил Матисс. Это касается как грузов, которые идут из России, так и белорусского экспорта.

"Повышение железнодорожных тарифов в ситуации, когда грузооборот падает и Латвия становится все более непривлекательной, россияне перебираются в свои порты, а белорусы ищут альтернативы через Клайпеду. Чтобы мы получили ту же денежную массу, Latvijas dzelzceļš просто увеличивает тариф. Это абсурд. Если еще меньше будет грузов, мы еще увеличим тариф? Так мы скоро получим ноль, потому что людям уже и так дорого, а еще тариф повышается", — сказал Матисс.

Он заключил, что без снижения тарифа латвийскому транзиту не приходится рассчитывать на развитие.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала