РИГА, 12 апр — Sputnik. Латвии не нужно изобретать велосипед, чтобы сохранить транзит в качестве одной из главных отраслей экономики, скорее, надо думать, как перепланировать маршруты, чтобы они отвечали сегодняшним потребностям клиентов, и один из факторов тут – скорость доставки, заявил президент Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш, пишет газета Dienas Bizness.
В Латвии прошла конференции Международного транспортного форума OECD, на которой Берзиньш рассказал, над какими вопросами работает Латвийская железная дорога сегодня.
Преимущества Латвии
Латвия находится в центре североевропейского рынка с 30 миллионами клиентов, до которых можно добраться в течение двух дней. Например, за 24 часа груз из Латвии может быть доставлен в Хельсинки, Стокгольм или Гданьск. Чуть больше времени понадобится, чтобы прибыть в немецкие, датские или норвежские города, отметил Берзиньш.
По его словам, Латвия как центр транзитных путей имеет несколько преимуществ: три незамерзающих порта, большая железнодорожная инфраструктура, соединяющая Латвию с другими странами Балтии, Россией и Беларусью.
"Все это складывалось столетиями, и Латвии не надо изобретать велосипед, чтобы сохранить транзит в качестве одной из главных отраслей народного хозяйства", — сказал Берзиньш.
Евразийские направления
В последнее время Латвия уделила много внимания привлечению грузоотправителей из Китая, Индии, Ирана и других стран, сказал Берзиньш. По его словам, развитие евразийских транспортных коридоров является приоритетом для латвийского сектора транспорта и логистики.
"Мы установили новые партнерские отношения с нашими коллегами в России, Беларуси, Китае, Казахстане, Индии, Иране и других регионах, — поясняет глава Latvijas dzelzceļš. — Мы работали над существующими маршрутами, связывающими Латвию с Центральной Азией и Украиной. Начали сотрудничество с портом Дуйспорт в Германии и DHL Global Forwarding в Китае и продолжаем развивать новые направления, которые будут востребованы владельцами грузов".
В качестве достижений на этом направлении он назвал подписание в 2016 году в Китае протокола о намерениях сотрудничества в области развития железнодорожных перевозок, прибытие пилотного поезда из города Иу (Китай). В прошлом году был организован еще один маршрут — через Казахстан до Латвии, и на это ушло 11 дней.
Берзиньш уверен, что эти маршруты будут в будущем активно использоваться.
Однако президент LDz подчеркнул, что важно развивать также и реэкспорт в Китай. "В связи с этим показателен наш первый опыт, когда в мае прошлого года первый контейнерный поезд из Риги отправился в западную часть Китая — город Кашгар. Это был первый шаг в организации так называемых обратных перевозок", — пояснил Берзиньш.
Коридор Север – Юг и новые направления
Еще одно перспективное направление для Latvijas dzelzceļš — развитие транспортного коридора Север-Юг. В настоящее время создается мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Индию, Иран, Азербайджан и Россию. И Латвия активно участвует в разработке дальнейших решений для подключения этого маршрута к Северной Европе, заявил Берзиньш.
Также он отметил совсем новые направления. Это грузовой контейнерный экспресс Рига-Минск и контейнерный маршрут Amber Train, который соединит балтийские страны.
Упрощение организации — увеличение скорости
Берзиньш также уделил внимание вопросу упрощенной организации транспортных перевозок.
"Многие предметы — например, электроника и другие товары, быстро морально устаревают, поэтому перевозка железной дорогой для них более предпочтительна, чем морем, — сказал он. — Однако по сухопутным путям груз преодолевает несколько границ разных стран, и у каждой из них — свое национальное законодательство, таможенные процедуры, инфраструктура (например, ширина колеи). Чтобы иметь возможность лучшего сотрудничества в таких условиях, нужно создать так называемое "агентство одной остановки", где вопросы заказа, фрахта, биллинга, отслеживания доставки, решались бы централизованно. Гибкость и простота во всех процедурах стали уже критически важными вещами".
"В долгосрочной перспективе наша цель — развивать "умную железную дорогу", поскольку возможности использования технологий очень широки — они подразумевают не только в организацию логистических цепочек поставок, но разработку решений по безопасности железнодорожного транспорта, а также обеспечении наиболее эффективного ежедневного обслуживания инфраструктуры", — заключил Берзиньш.
Латвийский сектор транзита ищет другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Однако статистика за первый квартал 2018 года показала, что падение грузооборота латвийского сектора транзита продолжается. По данным Министерства сообщения, объем грузовых железнодорожных перевозок в первом квартале этого года уменьшился на 15,4% по сравнению с январем—мартом 2017 года — до 11,898 миллиона тонн. Транзитные грузы упали на 16% до 10,765 миллиона тонн, импортных — на 10,9% до 751,8 тысячи тонн, экспортных — на 36,8% до 70,9 тысячи тонн.