РИГА, 10 апр — Sputnik. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис заявил, что понимает причины падения объемов грузоперевозок — Россия теперь направляет грузы в собственные порты, однако это не значит, что государство будет на данном этапе дотировать Латвийскую железную дорогу, передает LTV.
По словам Кучинскиса, он встречался с представителями Минсообщения и Латвийской железной дороги (LDz) и понимает, что поиск альтернатив российским грузам и налаживание сотрудничества с Индией и Китаем займет определенное время — 3-4 года, однако вместо дотаций LDz нужно думать над внутренней оптимизацией. Премьер подчеркнул, что в настоящее время на деньги налогоплательщиков дотируют только пассажироперевозки, а на содержание инфраструктуры средства из бюджета не тратят.
По словам Кучинскиса, у предприятия достаточно внутренних ресурсов для содержания инфраструктуры.
"Нет такого, чтобы в LDz не было понимания ситуации, и кто-то с большим мешком пришел требовать денег. В настоящее время LDz и Минсообщения предлагают создать нечто вроде фонда безопасности, в котором бы концентрировалась и не тратилась прибыль на случай, если настанут времена похуже", — сказал премьер.
Ранее член правления Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас рассказал, что в условиях сокращения объема транзитных грузов компания рассчитывает на финансирование со стороны правительства. Он указал, что Латвия на сегодня одно из двух государств в Европе, где инфраструктура все еще содержится исключительно из тех средств, которые платят бизнес-перевозчики, в других странах часть финансирования поступает из бюджета.
Стракшас рассказал, что в марте прошлого года Латвия утвердила директиву Еврокомиссии, которая устанавливает новые правила для держателей инфраструктуры. В документе говорится, что инфраструктура должна содержаться в интересах народного хозяйства страны.
"То есть здесь может быть разница в том, как LDz видит развитие и как это видит государство с точки зрения народного хозяйства. А для того, чтобы определить эти самые государственные интересы, создан Индикативный план (развития железнодорожной инфраструктуры на 2018-2022 гг. — ред.). Там описывается, какую инфраструктуру государство хочет видеть — и по объему и по качеству. Другими словами, государство заказывает LDz конкретную инфраструктуру", — пояснил Стракшас.
Также в директиве указано, что государство должно обеспечить финансовое равновесие держателя инфраструктуры.
"То есть, если для содержания и развития инфраструктуры, которую само государство заказывало, надо больше средств, чем LDz получает от перевозчиков, то государство должно обеспечить это равновесие", — сказал Стракшас.
Он отметил, что индикативный план дает LDz государственный заказ "хоть с какими-то гарантиями, что государство берет на себя и обязательства" — принцип как обеспечить финансовое равновесие будет описан в договоре, который будет заключен между министерством транспорта и LDz на основе плана.