РИГА, 11 апр — Sputnik. Происходящее в транзитном и банковском секторах – большой экзамен для Латвии, стране в этой ситуации нужно суметь "сохранить хребет" и при этом выстроить позитивные политические взаимоотношения с соседями, других вариантов нет, заявил вице-мэр Риги, председатель правления Рижского порта Андрис Америкс в интервью "Открытому городу".
Россия, Америка и Китай борются за ведущую роль в мировой экономике, и Латвии сейчас важно найти свое место и оценить возможности. И правительство, и парламент Латвии оказались перед вызовом — как "сохранить хребет" и обеспечить благосостояние жителей страны, заявил Америкс.
"То, что за неделю можно положить на лопатки третий по величине банк в стране, показывает, насколько мы уязвимы. Подобный случай — очень большой вызов для правительства. Надо понять, в чем наши интересы, и научиться их отстаивать. А если еще Евросоюз начнет торговую войну с Америкой, а с другой стороны у нас такие непростые соседи, как Россия и Китай… Думаю, немалая часть молодых людей, которые сейчас здесь занимаются бизнесом, просто переедут в другие страны этим заниматься. Так что все происходящее — очень большой экзамен для нашей страны", — сказал Америкс.
Банки перейдут на принцип сберкассы
Латвия, образно говоря, является частью одного большого плота – Евросоюза, у нее нет собственной "лодки". Несмотря на то, что от "плота" одна страна отвязалась остальные очень тесно связаны. "Думаю, все понимают, что если этот плот распадется на отдельные бревна, хуже станет всем. Поэтому мы живем по общим европейским правилам", — заявил Америкс.
С другой стороны, учитывая всемирную борьбу с терроризмом, США диктуют свои условия по финансам.
"Нравится нам это или нет, но доллар до сих пор является в мире одним из основных видов платежа, а что касается нефти — так единственным. И американцы пользуются этим рычагом", — пояснил Америкс.
И хотя Латвия находится в еврозоне, ее финансовая система сейчас будет подвергнута очень жесткому контролю со стороны США.
"Мы, скорее всего, перейдем к той банковской модели, которая существует в Скандинавии — это так называемый принцип сберкассы", — считает Америкс.
По его словам, бизнес-среда уже ощущает последствия банковского скандала.
"В центре Риги успешно развивался перспективный проект с большими инвестициями — New Hanza. Многое было не видно, там под землей проведены сложные коммуникации, проложены все сети, практически уже можно строить. А у нас какой-то политический мазохизм — есть те, кто радуется и краху банка, и остановке проекта, говорят: а зачем вообще там улицы строить, трамвай пускать, кому это надо? Не понимают, что это и есть развитие, новые рабочие места, вложения в завтрашний день", — заявил вице-мэр.
Как будет выживать Рижский порт
Геополитика серьезно повлияла на работу Рижского свободного порта, заявил Америкс. В прошлом году грузооборот снизился на 9,2%, первые месяцы 2018 года показали, что падение продолжается. Однако вице-мэр Риги выразил уверенность, что порт выживет.
"Да, за два месяца перегрузка в порту упала на 10%. Но это прогнозируемое падение, оно было заложено в наших планах исходя из той же геополитической ситуации. Хотя наши соседи в Клайпеде держатся на прежнем уровне. Значит, литовцы справляются с ситуацией, у них позвоночник оказался более крепкий. Вот и у нас если не будет хребта, то мы окажемся на далекой периферии", — сказал Америкс.
Он напомнил, что Россия сделала очень много на пути перенаправления грузов в собственные порты. Это касается, прежде всего, нефтепродуктов —для Риги эта позиция теперь практически закрыта.
"Еще недавно треть продукции Рижского порта составляли сыпучие грузы, треть — контейнеры, генеральные грузы, а треть — нефтепродукты. Сейчас эту последнюю треть мы потеряли однозначно. Но у нас остался очень серьезный хаб с Россией по "Уралхиму". Этот концерн производит в год 6 миллионов тонн минеральных удобрений. Из них 2 миллиона приходят в Ригу", — заявил Америкс.
Также он считает, что позитивной можно назвать ситуацию с перевалкой угля.
"Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8-9 миллионов тонн угля в год. Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом. Хотя в Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии", — сказал Америкс.
По его словам, оборот контейнеров также увеличивает — за прошлый год их было обработано на 16% больше, и рост продолжится, считает Америкс.
"Контейнеров будет больше. В этом году, наверное, Рижский свободный порт выйдет на рекорд — на полмиллиона контейнеров. В 2017-м их было 450 тысяч. Это связано с экологией, ради сохранения окружающей среды все больше и больше грузов перевозятся контейнерами. Я не исключаю, что через 5-10 лет уголь тоже будет перевозиться в контейнерах", — сказал председатель правления порта.
Налаживать отношения
Для Латвии сегодня самое важное — это положительные политические взаимоотношения с соседями, заявил Америкс.
"Можно однозначно сказать, что если усилится противостояние с Россией, то сотни людей могут остаться без работы. Я пока говорю "сотни", не говорю "тысячи". Но это реальность", — сказал Америкс.
При этом он считает, что разговоры о том, что Евросоюз из солидарности мог бы "поделиться" с Латвией грузами – беспочвенны.
"Это исключено. Мы, конечно, обмениваемся опытом по логистическим знаниям, наши специалисты проходят обучение в Роттердаме, в Гамбурге, но логистику грузов определяют их владельцы, которые подсчитывают, что им выгодно. А мы только обязаны сохранять спортивную форму, способность обслужить безопасно, быстро и по выгодной цене. Перераспределения внутри Евросоюза быть не может, тем более, что самые большие европейские порты — Гамбург, Роттердам — океанские, это другой масштаб ", — сказал Америкс.
Рижский склад для Индии и Китая
Рижский порт называет приоритетом этого года грузы из Беларуси, а поиск новых рынков связывает с Ираном и Индией.
По словам Америкса, Беларусь — давний хороший партнер Латвии.
"Мы перегружаем львиную долю белорусского мазута, это более 3 миллионов тонн. Сейчас они начали искать возможности переработки не только российской нефти, но и иранской. Для нас это очень хорошо, мы к этому готовы", — отметил Америкс.
Он добавил, что Беларусь заинтересована в покупке иранской нефти.
"Рижский порт за всю свою историю никогда не перегружал сырую нефть. Однако емкостей, которые есть в порту, вполне хватает, чтобы ее принять и обработать. И тогда получилось бы очень логично — в одну сторону могут идти железнодорожные вагоны с мазутом, а в другую — с нефтью. Мы не говорим сегодня о каких-то сумасшедших масштабах, мы говорим, что готовы в этом участвовать, и в целом это положительное направление", — подчеркнул Америкс.
По его словам, Индия пока изучает возможности Латвии.
"Ей важен не столько балтийский рынок или даже Европа, ей важно покорить российские, украинские, белорусские рынки. И нас она рассматривает как плацдарм, откуда можно все везти дальше", — пояснил Америкс.
По его словам, заинтересовался Латвией и Китай.
"Преимущества Рижского свободного порта в том, что если "восточный" товар не пересекает экономическую границу ЕС, то есть границу свободного порта в сторону ЕС, то он находится в так называемой таможенной зоне. И сегодня выгодно притащить сюда большой объем разных товаров, складировать, и по мере необходимости частями продавать в Беларусь или Россию. И таможенный сбор платить не за весь груз сразу, а только за очередной заказ", — пояснил Америкс.
Вице-мэр подчеркнул, что Рижский свободный порт многофункционален и умеет быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам.
"Если бы мне раньше сказали, что один из уже исторических терминалов Риги, Alfa-osta, который долгие годы перегружал минеральные удобрения, будет грузить зерно, я бы не поверил. Но оказывается, можно и так. Помыли емкости и туда вместо минеральных удобрений засыпают зерно. Не от хорошей жизни, конечно, но это реальная альтернатива.
Так что порт, конечно, выживет: вместо минеральных удобрений можем грузить зерно, вместо угля — щебенку. Но главное при этом — сохранить рабочие места, и в порту, и на железной дороге, потому что любые перемены могут серьезно повлиять на благосостояние большого количества жителей Латвии", — заключил Америкс.