Чему учит Учитель: параллельная реальность "Матильды"

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкСъемки фильма Алексея Учителя "Матильда"
Съемки фильма Алексея Учителя Матильда - Sputnik Латвия
Николай II как лишний человек в истории России, параллельная реальность революции, а также застрелившийся офицер и повесившаяся балерина - стоит ли фильм режиссера Алексея Учителя "Матильда" тех споров, которые так долго велись вокруг него

На днях в культурно-деловом центре "Дом Москвы" состоялась встреча с прославленным режиссером Алексеем Учителем, который выпустил нашумевший в России фильм "Матильда".

Скандал вокруг этой ленты раздула прекрасная и несгибаемая российская прокурор Наталья Поклонская, благодаря которой, еще до выхода картины в прокат в прессе уже было так много неоднозначной информации о фильме, что непременно хотелось поскорее увидеть "Матильду", чтобы сделать свои выводы.

Я посмотрел эту картину все в том же Доме Москвы и хорошо помню, что в зале было столько народа, что яблоку негде было упасть. И после того, как фильм вышел в прокат, споры вокруг него не утихали, поскольку назвать картину шедевром было бы преувеличением, но и назвать ленту плохой язык тоже не поворачивался.

Акция в Санкт-Петербурге против показа фильма Матильда - Sputnik Латвия
Видео
Молитвенное стояние: в Петербурге прошла акция против показа "Матильды"
Все претензии к картине, на мой вкус, были уж слишком снобистскими или по религиозному нетерпимыми, поэтому я пошел на встречу с режиссером Учителем, чтобы узнать, как он сам ответит на такие нападки в адрес его детища.

Непротивление злу

На этот раз в Доме Москвы людей было не так много, как на показе скандальной ленты, да и никаких нападок и конфликтов на встрече не случилось, а самые непримиримые критики отделались злобными рецензиями, не задав Учителю ни одного провокационного вопроса. Прочие журналисты с обычным почтением общались с режиссером, не создавая конфликтных ситуаций.

Интересно только, что некоторые из пришедших на встречу скептиков откровенно признавались, что даже не смотрели "Матильду", и задавали режиссеру вопросы на тему "а стоит ли смотреть". Нужно отдать должное Учителю — он очень мужественно, интеллигентно и интересно отвечал на любые вопросы, какими бы они ни были.

Но напряженную обстановку противникам "Матильды" создать все же удалось: соратники депутата Поклонской раздавали перед Домом Москвы хвалебные книжки о последнем российском императоре Николае II, что и подогревало интерес к дискуссии. Откровения Учителя звучали особенно интересно на фоне такого поведения со стороны противников картины. И стоит отметить, что говорил режиссер в основном о своем уважении к последнему императору.

© Sputnik / Александр Гальперин / Перейти в фотобанкРежиссер Алексей Учитель
Режиссер Алексей Учитель - Sputnik Латвия
Режиссер Алексей Учитель

"Мои противники хотят видеть императора или бронзовой статуей, или мироточащей иконой, а мне интереснее показать живого человека, молодого человека, способного и на любовь, и на отречение от этой любви ради долга перед короной. Поклонской невыносим сам факт, что у ее святого императора был в молодости, до женитьбы, роман с красивой балериной. Я не вижу в этом ничего скверного или пошлого. Не каждая любовь кончается свадьбой, тем более, не каждая любовь наследника императорского дома. Его брак определяет мирская политика, а не провидение", — рассказал режиссер.

Матильда Кшесинская — личность вполне достойная любви и искренняя в своих чувствах. На взгляд Алексея Учителя, она дала Николаю очень важную вещь — ощущение ценности свободы, легкости бытия. Будучи с ней, он был собой, без груза ответственности и бремени власти. Но по большому счету фильм не о ней, а о нем, последнем императоре Дома Романовых. О том, на ком закончилась одна Россия и началась совсем другая.

Листовки фильма Матильда - Sputnik Латвия
Противники "Матильды" обвинили латышей в убийстве императора
Казалось бы, оппонент Поклонской должен был бы говорить о личности Николая гадости, тем более что претензий к последнему императору у россиян вагон и маленькая тележка. И войну он проиграл, и от престола малодушно отрекся, обрушив страну в геенну революции, и вообще не был достоин ни своего отца, ни других великих предков. Но нет, совсем другие вещи говорит Учитель. Упоминает и военные заслуги императора, и его умение подобрать хороших специалистов в свою команду. Здесь Учитель мимоходом, но крайне уважительно упоминает Столыпина и Распутина.

Чему учит Учитель

Пожалуй, самая важная заслуга Николая II, о которой говорит Учитель, — это промышленный рост и состояние экономики Российской империи. По мнению режиссера, Россия перед войной достигла своего пика — была самой технически развитой страной Европы и второй по развитию в мире. Конечно, с этим утверждением никогда не согласятся те, для кого цивилизационный пик это не технические достижения, а 200 сортов колбасы в мясном магазине самой захудалой провинции. Для этих господ Россия из века в век была и остается отсталой страной, можно сказать пещерной.

Но есть и другие, для кого полет в космос важнее хамона и сыра с плесенью. Как мне показалось, для режиссера Учителя (а возможно, и для его спонсоров) был важен диалог именно с этой публикой. А вот получился ли он — это и есть самый главный вопрос.

Историческая правда

Что неизменно сбивает с толку в спорах о Матильде — это адская смесь исторических и художественных претензий. Для широкой публики фигура последнего царя знакома только по красным или белым шаблонам, но для историков эта тема не раз являлась полем ожесточенных споров, в которых пока никто так и не победил. Почти все известные мне ученые историки поспешили негативно высказаться о фильме, по самым разнообразным причинам.

Постер к фильму Матильда - Sputnik Латвия
Ольшанска: проблемой на съемках "Матильды" стал балет, а не русский язык
Одной из самых распространенных претензий была претензия к костюмам: многих не устраивали слишком чистые костюмы спешивших на коронацию крестьян, которых Николай видит из окна поезда — идут крестьяне в столицу второй месяц, спят на земле, а одежда на них — как будто только что из пошивочной мастерской. Также гомерический хохот вызвали электрические лампочки на платьях балерин 19-го века. Я спросил режиссера именно об этих лампочках на балетных пачках, и Учитель пояснил мне:

"Россия на тот момент была самой промышленно развитой страной Европы, электричество ей было уже известно. Конечно, электричеством не пользовались повсеместно, но императорский театр — это и не деревенский дом, там технические новинки появляются в первую очередь, чтобы удивить пресыщенную публику. Я и сам на съемках стал жертвой штампов в своих представлениях о том времени".

Учитель рассказал, что в один из дней исполнитель роли цесаревича Ларс Эдингер пришел на съемочную площадку в джинсовом костюме. Режиссер возмутился и потребовал к себе художницу по костюмам, которая показала ему документальный альбом, в котором были снимки похожих нарядов.

"Дело в том, что именно тогда джинсы начали входить в европейскую аристократическую моду. Представить, что у дома Романовых были деньги на модную одежду совсем не сложно, не так ли", — отметил Учитель.

Артист Сергей Гармаш в роли Фамусова - Sputnik Латвия
Сергей Гармаш: от безобразия до приличия один шаг - на сцене
Кстати, о костюмах, для этого фильма их было пошито около 7 тысяч. О том, насколько костюмы достоверны, ярко свидетельствуют просьбы российских музеев предоставить им эти наряды после съемок. К примеру, на царские костюмы претендует Эрмитаж, что для меня является очень серьезным аргументом в пользу исторической действительности этого платья.

Ответил режиссер и на другую претензию к исторической достоверности ленты относительно катастрофы императорского поезда, в результате которой Александр III, один из лучших российских самодержцев, уходит из жизни раньше срока, а юный Николай вынужден короноваться. В фильме эта катастрофа показана как нелепая случайность, но многие, в том числе и я, считают, что причиной трагедии послужила диверсия революционеров. Но Учитель говорит о том, что есть три официальные версии причин катастрофы и версия о случайной трагедии не менее достоверна, чем версия о революционерах.

Параллельная реальность

Мне кажется, что действие фильма происходит в какой-то параллельной России — богатой, успешной и любящей своего императора, а бунтующая Россия — страна голодных крестьян и возмущенных рабочих в этом фильме отсутствует. В картине также нет чиновничьего ужаса перед революционным терроризмом, а ведь именно в это время тысячи высших чиновников гибли в терактах.

Пикет против показа польской военной драмы Волынь в Риге - Sputnik Латвия
В Риге пытались сорвать показ фильма "Волынь"
Пульс этого страшного времени совершенно не ощутим в "Матильде": наследник любит балерину, спецслужбы зверствуют, явно перегибая палку, а самый страшный персонаж — маньяк-офицер, которого сыграл Данила Козловский, вообще больше похож на героя комикса.

Учитель на встрече со зрителями защищает и эту линию, говоря о том, что персонаж Козловского — прототип английского офицера, влюбленного в родственницу Ксешинской, тоже балерину. В итоге — публичный скандал со стрельбой и дракой, а также застрелившийся офицер и повесившаяся от отчаяния балерина превращают страсти, разыгрывающиеся на экране, даже не в шекспировские, а в тарантиновские.

Что же касается революционной ситуации, то ее режиссер не отрицает, но считает лишней в истории становления личности последнего императора. По мнению Учителя, на Николая повлияло нечто другое.

Лишний человек

Именно по этой причине "Матильда" больше напоминает мне кинокартины о королеве Франции Марии-Антуанетте, которая тоже успешно пользовалась благами цивилизации и излишествами самой богатой на тот момент европейской страны, пока не была казнена на гильотине во времена Французской революции.

Кофе и новости - Sputnik Латвия
Сорвать маску с русской культуры: о чем писали латышские СМИ
"Матильда" отражает вполне понятные, человеческие переживания не самого плохого, но лишнего человека, обладающего практически безграничной властью, но не осознающего свою ненужность для народа и истории. Свержение такой личности неотвратимо, равно как неотвратимы кровь и упадок в стране, пытающейся восстановиться после передела власти. Но это мое личное восприятие.

Для Учителя личность императора вовсе не лишняя. Режиссер ищет доказательства нужности Николая, ищет корни огромной ответственности последнего российского императора и его смелости в принятии важных исторических решений. И действительно, Николай II разительно отличается от французского Людовика XVI, взявшего в жены Марию-Антуанетту и вошедшего в историю с фразой "после нас – хоть потоп", но именно этого я в фильме и не увидел.

О чем этот фильм

Самое важное для меня и, кажется, для самого Учителя — это то, что благодаря фильму люди, которые мало знали о событиях в дореволюционной России, узнали что-то новое об этом времени.

Режиссер Юрис Подниекс - Sputnik Латвия
"Легко ли быть молодым?": двуличный фильм смутных времен
К примеру, моей супруге эта страница истории совсем не знакома и на вопрос о чем этот фильм, она ответила, что это красивый исторический фильм о трогательной любви, с шикарными декорациями. А на вопрос о личности императора, о котором она почти ничего не знает, супруга ответила, что он мягкотелый интеллектуал, которым крутят женщины, ответственный и решительный в политике, но совершенно беззащитный перед слабым полом, сметенный историей не из-за своих ошибок, а просто потому что время пришло, как пришло оно для большинства королевских домов Европы.

Какие перспективы

На сегодняшний день фильм только в России посмотрело около 2 миллионов человек, что не мало, но если сравнивать, то не так уж и много. К примеру, другая любовная драма о том же историческом периоде — "Адмиралъ" (2008 год) собрала более пяти миллионов просмотров в российском прокате.

Пока что "Матильда" еще даже не окупила себя. Впрочем, возможно, все еще впереди — фильм выпущен только в октябре этого года, и, вполне вероятно, еще найдет своего зрителя, ведь скандалы и споры вокруг этой ленты не ослабевают, а значит, интерес публики к ней не угасает. Кроме того, сейчас идет работа над версией картины — четырехсерийный фильм, который выйдет на телеэкраны уже следующей осенью.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский