РИГА, 15 ноя — Sputnik. Белоруссия могла бы экспортировать нефтепродукты через порт Калининграда, но использование Литвы как транзитной страны рискованно, а установленные Литовскими железными дорогами тарифы делают этот вариант экономически невыгодным. Однако в течение пяти лет большая часть белорусских нефтепродуктов все равно уйдет в РФ – Усть-Лугу и Приморск, заявил RuBaltic экономист Игорь Юшков.
Белоруссия "раскладывает яйца по разным корзинам"
Президент РФ Владимир Путин заявил летом о необходимости привлечь белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты. Сейчас Минск пытается "разложить яйца в разные корзины", в краткосрочной перспективе какое-то одно конкретное направление там обсуждать не будут, считает экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Однако в течение пяти лет большая часть нефтепродуктов, вполне вероятно, будет переориентирована на российские порты. Россия создает выгодные условия, а то, что грузы до российских портов идут дольше, чем до прибалтийских, не так важно, считает Юшков.
"Я думаю, что сроки не важны, если они не влияют на конечную прибыль. Важно, сколько после проведения всех этих операций останется денег на счету", — заявил экономист.
Он подчеркнул, что главное — себестоимость доставки.
"И вот здесь уже тарифный план на протяжении года продумывается и просчитывается. Раньше РЖД давали 25% скидки на тариф, потом 50%, а сейчас речь идет о комплексном тарифе. За счет того, что для белорусских нефтепродуктов предусмотрен льготный режим, их поставщикам выгодно везти груз именно через российские порты, а не через Прибалтику", — заявил Юшков.
Экономист пояснил, что России привлечение белорусского экспорта выгодно, даже несмотря на скидки, потому что "так или иначе будет производиться большая загрузка портов, которая, имея мультипликативный эффект, в конечном счете принесет прибыль".
Литва как огромный риск
Белоруссия могла бы переориентировать экспорт на Калининградский морской порт, но для этого груз нужно везти через Литву, а это — большой риск и невыгодные тарифы, заявил Юшков.
"В современных условиях, когда на Западе царит антироссийская истерия, мы видим грубое использование европейского законодательства для достижения политических целей. Например, Третий энергетический пакет, который призван бороться с монополией, используется для того, чтобы не дать России построить газопровод "Северный поток — 2". Поэтому я думаю, что правды в европейских судах не добиться. Это крайне рискованная история (транзит через Литву — ред.)", — заявил Юшков.
По его мнению, использовать этот маршрут можно, но при этом необходимо иметь запасной вариант в виде транспортировки через ленинградские порты.
Литовские железные дороги (Lietuvos Geležinkeliai) фактически монопольно оперируют на маршруте в Калининград, что позволяет держать высокие цены за коридор. Предприятие долгое время не уступает требованиям Еврокомиссии провести реструктуризацию, разделив Lietuvos gelezinkeliai на несколько компаний по виду деятельности, обеспечив тем самым конкуренцию.