РИГА, 25 окт — Sputnik. Транзит в Калининград должен оставаться под контролем Литвы — это в интересах не только балтийской страны, но и всей Европы, заявил министр транспорта Рокас Масюлис. Поэтому, по его мнению, требование Еврокомиссии провести реструктуризацию компании-монополиста "Литовские железные дороги" может увеличить геополитические риски, передает kgd.ru.
Еврокомиссия в начале октября объявила, что компания Lietuvos gelezinkeliai (LG, Литовские железные дороги) незаконно ограничила конкуренцию, когда в 2008 году разобрала железнодорожное полотно, которое вело от Мажейкяя до латвийской станции Реньге, и назначила штраф в 28 миллионов евро. Литва также обязана исправить нарушение — восстановить разобранные пути или принять другие меры для восстановления конкуренции. Речь идет о реструктуризации монополиста — представители Еврокомиссии призывают разделить Lietuvos gelezinkeliai на несколько компаний по виду деятельности, обеспечив тем самым конкуренцию.
Контроль над тем, что РФ везет в Калининград
Литва могла избежать штрафа, если бы удалось договориться с Еврокомиссией о реорганизации Lietuvos gelezinkeliai, однако этого не произошло. По словам главы Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Рокаса Масюлиса, такой шаг идет вразрез с геополитическими установками и интересами национальной безопасности.
"Необходимо помнить, что Литва обеспечивает железнодорожный транзит в Калининград. В интересах не только Литвы, но и всей Европы, чтобы транзит в эту зону находился под контролем", — заявил Масюлис.
По словам министра, "геополитические цели диктуют, чтобы этим не занималось слабое предприятие". Дробление же государственного монополиста может привести к такому повороту событий.
"Представьте себе, что мы открыли двери и раздробили рынок", — говорит Масюлис. По его утверждению, как раз это "является стратегической целью России".
"Сколько времени занял бы демпинг цен, и речь идет не о коммерции, а о политике, геополитике. Отпустив вожжи, я уверен, мы бы столкнулись с попытками (России — ред.) утвердиться в этих перевозках", — считает министр.
Масюлис отметил, что ситуация с недопониманием в Брюсселе значения калининградского транзита была при вступлении Литвы в 2004 году в ЕС. "Европа сначала не понимала, что из себя представляет этот транзит, а потом поддержала нас в необходимости предоставления исключений, чтобы всё в Литве было в одних руках, потому что в конечном счете это в интересах всей Европы", — заключил Масюлис.
Политика или экономика?
Масюлис, говоря о геополитике применительно к вопросу грузоперевозок в Калининград, делает упор на рисках, с которыми Европа может столкнуться, если российские компании встроятся в цепочку транзита на этом направлении — министр, очевидно, намекает на угрозу поставок грузов военного назначения в Калининград.
Однако у Литвы в этом вопросе — прямой экономический, а не геополитический интерес. До сих пор Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперировал на маршруте в Калининград, что позволяло ему держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 миллионов тонн в год. При этом Вильнюс уже поднимал тарифы на транзит в 2005 году — тогда расценки подскочили сразу на 15%. Добиться их снижения удалось лишь по итогам длительных переговоров.
Перспектива полностью потерять доходы от калининградского транзита явно пугает власти Литвы, пишет RT. Ещё в марте 2017 года Вильнюс согласился предоставить скидку на транзитный тариф в размере 50%, об этом в ходе заседания комитета по транспорту рассказал первый замглавы Калининградской железной дороги Евгений Майоров.
Альтернатива услугам Литовской железной дороги — море
Транспорт уже стал вопросом стратегическим, поскольку на учениях НАТО репетирует блокаду российского эксклава. Россия в качестве альтернативы перевозок грузов с материка в Калининградскую область намерена развивать морское сообщение. Для этого на первоначальном этапе планируется запустить дополнительно три парома по маршруту Балтийск — Усть-Луга.
В целом строительство и ввод в эксплуатацию новых паромов оценивается приблизительно в 14 миллиардов рублей, стоимость строительства одного судна составит около 3,7 миллиарда, проект будет реализован ОАО "РЖД". Планируется, что каждый паром будет достигать в длину 200 метров, вмещать 66 железнодорожных вагонов, а также сможет брать на борт автотранспорт и порядка 150 пассажиров.
Сегодня на маршруте Балтийск — Усть-Луга курсируют два парома ("Балтийск" и "Амбал"), линия была открыта в 2006 году. В общей сложности два судна перевозят около 1 миллион тонн грузов в год, по железнодорожному маршруту с основной территории России в Калининградскую область доставляется около 7 миллионов тонн грузов. По оценкам местных властей, чтобы полностью закрыть потребности региона в грузоперевозках, необходимо ввести в эксплуатацию шесть паромов.
По мнению экспертов, стоимость морской доставки товаров в регион будет сопоставима с издержками на железнодорожные перевозки.
Латвия включилась в борьбу
Альтернативный сервис для грузоперевозок в Калининград России предложил бывший латвийский политик, а ныне предприниматель Айнарс Шлесерс. Бизнесмен заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги. Соответствующую заявку сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит РЖД. Шлесерс является членом правления ERT.
В середине октября на 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества дорог колеи 1520 мм, которое прошло в Риге, была согласована для движения с 10 декабря нитка графика через станцию Эглайне (на границе Латвии и Литвы).
Если Литва не откроет коридор через страну латвийскому перевозчику, Шлесерс готов судиться.
"Мы, являясь независимыми государствами, входим в ЕС, и поэтому ограничение свободного передвижения из одного государства в другое недопустимо. Это можно сравнить с движением по автодорогам: что бы было, если бы Латвия запретила движение по своим дорогам грузовикам с литовскими номерами?" — говорит Шлесерс.
"В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены развивать коридор на Калининград и готовы судиться с Литвой в Европейском суде, если не договоримся", — заявил бизнесмен.