Такой хоккей нам отвратителен
Марис Лусте на портале разоблачений Pietiek.com копает под фундамент латвийского хоккея — команду рижского "Динамо" и все спортобщество с этим названием. И знаете, давно пора. С такой игрой, какую команда демонстрирует в КХЛ…
Знаете ли, что такое "Динамо", — заговорщицки спрашивает он. И отвечает: "Спортивное общество было основано ГПУ для поднятия духа своих сотрудников. Упор делали на джиу-джитсу, стрельбу и борьбу. Его первым шефом был лидер красного террора, икона чекистов "Железный Феликс" Дзержинский".
В Латвии общество появилось 76 лет назад, пишет автор. Большой юбилей праздновался в прошлом году в ресторане Lido, который украшал символ "Динамо" — ромб, который не менялся со времен Сталина и организатора ГУЛАГа Ягоды. Ресторан Кирсонса почтил своим присутствием и бывший президент, ныне шеф Совета национальной безопасности Валдис Затлерс. Тот самый, кто в свое время подарил майку рижского "Динамо" лично чекисту Путину, автору идеи чемпионата КХЛ.
Интересное совпадение — если в России клубами "Динамо" руководят бывшие функционеры КГБ, то Латвия не исключение, говорит Лусте. У нас хоккейной дружиной рулит бывший работник центрального аппарата КГБ Латвии Савицкис. Далее автор перечисляет ветеранов ФСБ, которые нынче возглавляют различные клубы "Динамо" на территории России.
Автор сообщает, что в Латгалии у озера Разна располагается комплекс общества "Юный динамовец". А во время большого террора в 1937 году коллективы "Юных динамовцев" появились в составе всех взрослых коллективов "Динамо" того времени. И сегодня в России гордятся своими спортивно-патриотическими лагерями с этим именем.
О будущем латвийских деток заботится также общество "Динамо дети" при хоккейной школе "Динамо", команда которой каждый год играет в турнире за кубок "Газпромнефти" — это своего рода КХЛ для детей. Таким образом с помощью спорта латышских детей ориентируют в восточном направлении, предупреждает автор. И что особо цинично — под флагом тех, кто истязал их дедов.
Дети не учат латышский? Виноваты русские учителя
Публицист Агрис Лиепиньш в "Латвияс Авизе" поделился своими соображениями по поводу перевода русских школ на латышский язык.
Опустим те его мысли, что уже не раз звучали в публичной среде. И остановимся на трех-четырех относительно оригинальных.
Затем такая свежая мысль. Публицист считает, что русскому легче отмахнуться от латышского языка, зато от государственного уже не увильнуть.
По его мысли, не надо все время твердить слова "переход к образованию на латышском языке" — потому что они не отражают суть дела. Вместо этого следует последовательно использовать понятие — переход к образованию на государственном языке. Этот нюанс имеет большое значение. Оказывается, многие представители нацменьшинств все еще не смирились с мыслью о том, что латышский язык и латвийское государство являются неразделимыми понятиями.
Они наивно полагают, что латвийское государство может в равной степени ассоциироваться и с понятием "русский язык". И, как говорят в Одессе, две большие разницы в формулировках — я не хочу, чтобы моего ребенка заставляли учился на латышском, или — я не хочу, чтобы моего ребенка заставляли учиться на государственном. Наверное, второе уже попахивает государственной изменой.
Затем автор приводит наблюдения из собственной жизни из которых ясно, что русские учителя сами настраивают детей против латышского. То есть государственного.
"Я на протяжении многих лет наблюдал отношение педагогов из русскоязычных школ, когда проводил экскурсии в деревянном замке древних латышей в Лиелварде. Опишу типичную ситуацию. Школьники 3 — 4 класса выходят из автобуса. Я спрашиваю их — по-латышски понимаете? Дети хором отвечают: да, у них нет отрицательного отношения. Тогда подается вперед учительница, и звучит вопрос на русском языке "Дети, вы действительно все понимаете по-латышски?" С этого момента ученики больше латышский не понимают.
Таким образом из десяти групп школьников как минимум в семи ситуация повторяется.
В заключение автор напоминает, что латыши являются основной нацией латвийского государства, и персонально несут ответственность за то, что происходит в стране.
Новая опасность: школьная реформа опустошит приграничье
Газета Neatkarīgā Rīta Avīze пишет о том, что курс Министерства образования и науки на закрытие средних школ приведет к опустошению сельских, особенно приграничных, школ, ибо на территории этих самоуправлений советуют преобразовать в основные или начальные школы примерно 40 средних учебных заведений.
К примеру, в селе Шпоги Даугавпилсского края намереваются закрыть школу, имеющую высокие показатели централизованных экзаменов.
"Разве из–за того, что в школе оставят только первые шесть классов, помещения нужно будет меньше топить? Нельзя ведь у здания отрезать один угол", — недоумевает о сокращении средней школы в Цибласком крае руководитель местной думы Юрис Домбровскис.
Ну а в Елгавском крае, где сегодня имеется 7 средних школ, на карте будущего размещения учебных заведений не значится ни одной сохраняемой.
Готова ли Латвия к к электронной войне?
На этот вопрос автор Latvijas Avīze Гинтс Викманис, увы, отвечает отрицательно. Со ссылкой на преподавателя Балтийского оборонного колледжа Угиса Романовса он пишет: "Именно в смысле систем электронных военных действий Россия опережает НАТО на несколько десятилетий, и прорыв в этой области не является абсурдным "обожествлением военного творчества" России, но реальностью". "Однажды силы НАТО глушили сигналы систем связи талибов, но это был совсем другой уровень. Россия еще с чеченской войны активно развивала эти системы. Конечно, у больших стран НАТО, как США, есть хорошие системы электронной войны, но вопрос в том, что делать балтийским государствам, если начнется нападение России? В Балтии мы беспомощны, и силам США до нас необходимо добраться".
Автор напоминает, что совсем недавно, во время российско-белорусских учений "Запад-2017" в Курземе была нарушена связь, что может быть связано с испытанием соседними странами методов электронных военных действий. Произошедшее актуализировало вопрос о том, в какой мере Латвия готова защищаться от таких нападений.
Ведущий исследователь базирующегося в Великобритании исследовательского института RUSI Игорь Сутягин подчеркнул, что, по всей вероятности, развернутые во время учений "Запад-2017" элементы электронных военных действий не были напрямую направлены против Латвии. "Более вероятно, что сигналы глушения испытывались на территории проведения маневров, но с небольшим сдвигом — так, чтобы случайно задеть соседнее государство. И в таком случае организаторы учений могут сказать: извините, парни, это не было задумано против вас, но сигнал был слишком сильным — перестарались", — сказал Сутягин. Такие действия он назвал проверкой границ со стороны России и применил термин "действия под порогом".