РИГА, 19 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Экс-политик и предприниматель Айнарс Шлесерс выполнил свое обещание предложить Российской Федерации альтернативный сервис для перевозок на Калининград, данное на Балтийском форуме в Риге в мае.
Следующим пунктом конкурентной борьбы между Латвией и Литвой будет восстановление железнодорожного сообщения между Мажейкяем и латвийскими портами, которое стало невозможным в связи с односторонним демонтажом рельсового пути на литовской стороне. Опрошенные Sputnik Латвия специалисты практически не сомневаются, что своими заверениями об оспаривании решения Еврокомиссии, наказавшей Литву за этот шаг, Литовская Республика ничего не добьется и сама апелляция "будет ей дорого стоить".
Испытывая давление по транзитным перевозкам, литовцы активно развивают международное пассажирское сообщение с Минском: скорость доставки пассажиров из одной столицы в другую составляет 2 часа 30 минут, а частота движения увеличивается год от года на фоне общего спада пассажироперевозок по сети 1520.
А вот Эстонии совсем нечем похвастаться: решением того же 67-го заседания Совета в зимнем графике отменено 5 из 11 пар поездов на Эстонию через Красное — Печоры Псковские. Фактически через этот стык курсируют только поезда на частные терминалы в Силламяэ и Мууге, принадлежащие российским инвесторам. Альтернативы им нет, поскольку они переваливают удобрения — опасный и агрессивный груз, для которого конкурирующих терминалов в балтийских российских портах нет.
Конкурентоспособность прибалтийских портов высока за счет качества услуг, скорости обработки и прохождения таможенных процедур, а в обработке проектных грузов и повагонных отправок им нет и еще долго не будет равных. Поэтому если бы оценка коридоров велась исключительно по экономическим показателям без учета политики, Прибалтика могла бы чувствовать себя спокойно.
Однако политический фактор в транзитном бизнесе присутствует, следовательно, проведение заседания руководителей железнодорожных администраций колеи 1520 в Риге — это не только техническое событие, но и дипломатическое.
В 2017-2018 годах в международном сообщении грузовые поезда будут курсировать по 282 назначениям, причем почти половина из них (109 пар) — это контейнерные и контрейлерные составы. В последнем сегменте наблюдается быстрый рост — на 31 пару. Пара-тройка этих маршрутов придется и на Латвию.
А вот пассажирские перевозки внушают тревогу: количество пассажирских поездов, курсирующих в международном сообщении, сократилось на 13 рейсов до 111 пар, и появление новых маршрутов Алма-Ата — Ташкент, Вильнюс — Минск, продление маршрута Бишкек — Екатеринбург до Казани не позволяют заместить выбывающие. Совещание в Риге поручило ученым провести масштабное исследование пассажирских перевозок, чтобы выработать решения для повышения их конкурентоспособности в сравнении с авиатранспортом.
Знаменательно, что на совещание в Ригу прибыла делегация Исламской Республики Иран, эта страна рассматривается Латвийской железной дорогой как перспективное направление сотрудничества и развития транзитного коридора для грузов из Индии. Transcontainer LDz уже провела тестовую отправку партии контейнеров из Индии в направлении Европы.