Матисс заснял китайские карты: Латвии в схеме транзита нет

© Sputnik / Sergey MelkonovВагоны и контейнеры в Рижском порту
Вагоны и контейнеры в Рижском порту - Sputnik Латвия
Подписаться на
Первый контейнерный поезд прибыл в Ригу из Китая, но никто не берется сказать, станет ли маршрут регулярным, эксперты считают, что китайцы склонны развивать сотрудничество с Литвой

РИГА, 18 окт — Sputnik. Прибытие первого контейнерного поезда из Китая не повод для головокружения, ситуация в транзите остается очень напряженной, а сама Латвия пока что не значится на карте китайских экспортеров, сообщает LTV7.

Сотрудничество с РФ

В начале недели в Латвию прибыл первый контейнерный поезд с грузом пищевых добавок из Китая. Новый маршрут контейнерного поезда Урумчи — Алтынколь — Рига — Роттердам был организован при сотрудничестве китайских, казахских, российских и латвийских железных дорог.

Железная дорога в Латвии - Sputnik Латвия
Латвия откладывает "похороны" транзита

Так называемый Новый шелковый путь может стать для Латвии шансом поднять транзитную отрасль. С тех пор как Россия создала большие мощности для перевозки собственных грузов, латвийские порты и железная дорога вынуждены мириться с сокращением объемов.

Однако транзит грузов из Китая и в обратном направлении — сфера для сотрудничества Латвии и России, уверен директор Департамента политики транзита Министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс.

"Они и впредь будут стараться передвигать экспортные грузы, которые для них важны. Но в то же время Россия заинтересована в привлечении транзитного потока. Особенно из Китая и стран Азии, в чем наши интересы совпадают. Привлечение грузов в Китай и Индию полностью соответствуют и нашим, и российским интересам", — заявил Малдупс.

Ранее глава департамента продаж Transconatiner по Европейскому региону Станислав Иванов заявил, что компания готова использовать порожние контейнеры из Европы для грузов в Россию, а оттуда растет экспорт в Китай и Монголию.

"Мы готовы подхватить объем поставок из северо-западного Китая и обеспечить его своим оборудованием. В Роттердаме у нас свое контейнерное депо, а с обратной загрузкой проблем нет, объемы грузов с начала этого года выросли на 20%", — рассказал Иванов.

Новый шелковый путь — концепция новой панъевразийской (а в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, которую Китай продвигает в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Сейчас товары из Китая направляются морским транспортом, что дешевле, но груз при этом достигает Европы за 40-45 дней, в то время как на доставку поездом уходит 15 дней.

Вместо Латвии на карте Шелкового пути увидели Литву

Прибытие первого контейнерного поезда из Китая — позитивное событие для латвийской сферы транзита, однако на сотрудничество с Китаем претендуют и другие страны, в первую очередь Литва, так что Латвии еще предстоит "отвоевать" свое место на карте Нового шелкового пути.

Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Латвия борется за китайский транзит: первого поезда ждали год

"Вице-премьер Казахстана сказал, что Латвия должна быть главным опорным пунктом. И 200 тысяч контейнеров в год — это то, к чему надо прийти в 2020 году. Это все возможно. Но это только возможность. Это не подарок", — заявил вице-президент Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас.

Не слишком оптимистичен в этом вопросе и глава компании Эдвин Берзиньш. На встрече первого поезда из Китая в порту в Риге он не смог дать прогноза относительно того, когда прибудет следующий поезд из Урумчи. По его словам, продолжается работа, которая должна помочь сделать маршрут регулярным. "Это тяжелая работа, — признался он. — И на нее влияют многие обстоятельства, поэтому время начала регулярного сообщения не назову", — сказал Берзиньш.

Бывший министр сообщения Анрийс Матисс показал коллегам в Сейме две карты, которые он смог сфотографировать во время конференции с участием Китая.

На одной из них на пути в Европу стран Балтии попросту нет. На другой — есть. Но не Рига, а лишь Елгава.

"Главный поток грузов планируется через Каунас, где хотят строить центр логистики. А оттуда грузы пойдут в Клайпедский порт. Так китайцы видят эти перспективы", — говорит экс-министр сообщения.

Еще один конкурент Латвии — Белоруссия. Скептики утверждают, что время в пути от Урумчи до Роттердама через Ригу, а также цена доставки уступают по привлекательности брестскому маршруту, пишет Baltic Course. Однако практики отрасли не подтверждают этого. В частности, работающая на китайском маршруте через Брест компания А&A Logistic сообщает, что из-за ремонта путей на этом направлении задержка грузов иногда составляет 5—7 дней.

"Многие контейнеры (которые следуют — ред.) в Европу и даже Россию снимаются с поезда на станции Малашевиче, где вагоны "переобувают" на тележки колеи 1435. Затем, чтобы через Дуйсбург довезти груз до Роттердама по суше, требуется еще одна перевалка, также занимающая время. Поэтому вариант доехать по широкой колее до порта в Риге и затем линейным кораблем отправить контейнеры по назначению может быть вполне конкурентоспособным", — пояснил президент компании Георгий Монокандилос.

В перевозку грузов включилась авиация

В целом за последние 9 месяцев оборот латвийских портов увеличился почти на 4%. Рекордсмен — Лиепайский порт (+22%), за ним следует Вентспилсский порт (+16%). А в Риге, наоборот, наблюдается спад на 5%. У железной дороги снижение составило неполных 3%.

В то время как латвийские порты и железная дорога топчутся на месте, в перевозку грузов включилась авиация, хотя это, конечно, другие типы грузов. Спрос на такую услугу в мире растет. Грузооборот в рижском аэропорту за последние два месяца вырос вдвое. А прирост за этот год в целом может превысить 16%.

"Несколько месяцев у нас был прирост грузооборота — более 50%. А по году — 15-16%. Это хорошие показатели. Прирост по всем видам грузоперевозок. В июле даже открылась первая грузовая линия, перевозчиком являются "Турецкие авиалинии". И через Ригу и Стамбул наши экспортеры (отправляют грузы — ред.) по всему миру — это уникальный продукт для наших производителей", — говорит советник главы Международного аэропорта Рига Артур Кокарс.

Аэропорт видит в перевозке грузов самолетами большие перспективы. И уже развивает соответствующую инфраструктуру.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала