РИГА, 4 окт — Sputnik. Юлия Грант. Руководитель Театра наций, народный артист России Евгений Миронов признался, что свои главные премьеры после Москвы чаще всего привозит в Ригу. Очередной фестиваль "Золотая маска в Латвии" открывается его постановкой чеховского "Иванова".
"Иванов" — это дебют Чехова-драматурга, и поставлен он был впервые в том самом московском частном драматическом театре, который открыл Фёдор Корш в 1885 году. Он же был и заказчиком пьесы, представленной публике 19 ноября 1887 года. К своему 130-летию пьеса вновь была поставлена на этой сцене, напомнил Евгений Миронов, и вот сейчас спектакль начинает свою гастрольную жизнь.
В Риге билеты на "Иванова" были проданы за пару дней, еще в мае, хотя ни худрук театра, ни режиссер-постановщик Тимофей Кулябин не обещают зрителям легкого зрелища. Действие перенесено в наши дни, а главный вопрос спектакля — вопрос о совести. Евгений Миронов считает, что в главном герое Чехов изобразил самого себя, препарируя свое нутро "с цинизмом и сарказмом". Эта мысль родилась у творческого коллектива после поездки в Мелихово, где Антон Павлович, будучи земским врачом, жил в крохотном домике с родителями, пьющими братьями и приживалками, принимая больных со второго крыльца.
"Иванова ставят редко. Какие-то монологи героя апеллируют к Достоевскому, а в современности это напоминает Вампилова, — признает Миронов. — Я по миллиметру выстраивал эту роль. Иванов, не понимающий законов природы и справедливости, неприятен для всех и для самого себя. Он одарен такой беспринципностью и такой совестливостью, которая родила бы великого художника, и она родила Чехова, но Иванов не пишет".
Посол России в Латвии Евгений Лукьянов отметил, что "Золотая маска" в течение нескольких дней будет формировать культурное пространство трех городов Латвии — Риги, Вентспилса и Лиепаи.
"Интерес зрителей будет однозначно высоким, интерес партнеров подтвержден годами. Русская культура в Латвии признана, Латвия и Россия долгие годы взаимно обогащали друг друга, и отрадно, что географические соседи продолжают оставаться и духовными соседями, а это важнее, чем конъюнктурные обстоятельства. Ars longa, vita brevis — жизнь коротка, а искусство вечно".
"Мы хотим расширять границы образовательные и культурные. Молодая публика должна сходиться на общей территории, и это формирует мировоззрение, научает вниманию к окружающему миру, и это залог нашей безопасности, дружбы и еще чего-то идеалистического, во что хочется верить", — рассказала Юлия.
Наверное, именно это помогает фестивалю жить и находить сторонников уже двенадцатый год, и яркое свидетельство тому — партнерство с "Северсталью", продолжающееся все эти годы.
"Северсталь" с первых дней поддерживает "Золотую маску", потому что ей культурный мост важен так же, как и экономический. Каждый год в парках Риги участники театрального праздника высаживают деревья, для которых в этом году "Северсталь" изготовила ограждения для защиты от бобров, живущих в городском канале.