РИГА, 18 авг — Sputnik, Армен Халатян. Посольство России активно поддерживает программу поступления латвийской молодежи в российские высшие учебные заведения. И по традиции накануне учебного года с будущими и нынешними студентами встретился посол Российской Федерации в Латвии Евгений Лукьянов.
Как известно, Россия предлагает квоты в ведущих университетах страны, для русскоязычных учащихся других стран, в частности Латвии.
Претендентам, прошедшим отбор, предлагается на выбор несколько мест, и если, например абитуриент прошел конкурс, а места в вузе его мечты нет, он может выбрать менее желанный, но зато гарантирующий попадание.
А главное — не столько учеба, сколько новая жизнь, которая открывается перед абитуриентами. Этой новой жизни в основном были посвящены выступления — посла РФ в Латвии Евгения Лукьянова (кстати как выяснилось в ходе разговора — бывшего замдиректора Эрмитажа), члена отборочной комиссии Евгения Гущина, и сопредседателя ассоциации школ с обучением на русском языке Елены Матьякубовой. Чувствовалось, что и они и все взрослые в этом зале хотя бы чуть-чуть но завидуют молодым, тому важному жизненному этапу, который они сейчас переживают, и может на пять минут но хотели бы оказаться на их месте.
Выступающие от Латвии особенно призывали студентов не терять связи с родиной, обязательно голосовать на следующих выборах в Сейм, которые состоятся в будущем году, и закончив обучение, одни или уже с семьями, может быть даже с детьми, вернуться в Латвию, найти здесь свое место.
Опрошенные мной в кулуарах студенты не были столь единодушны по поводу своего возможного возвращения. Мне удалось поговорить с восемью юношами и девушками (Лиза, Виктория, Венеамин, Анатолий, Антон, Лидия, Алексей и Анна) и вот вам примерный коллективный портрет латвийского студента в РФ.
Молодые люди выбрали учебу в России осознанно, хотя варианты обучения на Западе и в самой Латвии (в меньшей степени) рассматривали. На традиционные выставки зарубежного образования почти все они ходили, тамошние предложения изучали. Западные вузы были отвергнуты по причине даже не дороговизны, хотя и это называлось, а по большей мере, потому, что не было соответствующих специальностей, или же — как убедительно рассказал абитуриент Алексей, поступивший в "Бауманку" — в альтернативных датских и шведских вузах его специальность преподают очень узко.
Оговорюсь что практически все опрошенные мной абитуриенты, кроме двух девушек, оказались "технарями" — их будущие учебные места — МГТУ им. Баумана, Горный институт в Петербурге, политехнический университет в Петербурге, МФТИ в Москве. Из гуманитарных были названы РГПУ им Герцена (педагогический) и СПКБ (кинемотографический) — оба в Петербурге.
А что подталкивало? Помимо чисто профессиональных соображений, о которых я упомянул выше, почти все признались, что для них учеба в России — это дверь в большой мир. Что им очень хотелось поехать и учиться именно в Петербург, в Москву, ходить по этим улицам, познавать будоражащую и волнующую жизнь этих больших городов изнутри.
А для пап и мам, кроме того, сыграл роль и фактор наличия родственников, которые "присмотрят и накормят, если что". (Впрочем родственники были не у всех).
И еще несколько мыслей "на полях"…
Пока в Латвии сохраняется, пусть и частично, школьное образование на русском языке, для таких вот ребят есть шанс состояться, выйти в большую жизнь. Есть альтернатива западным и местным высшим учебным заведениям, есть выбор. И их хороший русский язык в этом выборе — несомненное конкурентное преимущество.
Уже сейчас для обучения техническим специальностям в России, выпускникам из Латвии надо доучиваться, но если школьное образование перейдет полностью на латышский язык, им будет еще труднее осваивать терминологию — одним словом их конкурентное преимущество будет улетучиваться, и, скорее всего из трех дорог, останется всего две: местные вузы или западные. Насколько они покрывают весь спектр возможных профессий, судить специалистам. Из разговора с абитуриентами сложилось впечатление, что не покрывают, некоторых специальностей нет, или они есть но очень далеко (в США) и дорого.
А если взглянуть со стороны государства — может ему и не надо, чтобы выпускники русских школ стремились учиться в России? Зачем ему утечка мозгов? Может, лучше пусть учатся дома?
В реальности, конечно, никто не возражает против утечки мозгов на Запад. Когда не так давно Институт Латвии обратился с призывом к эмигрантам вернуться домой, выяснилось, что дети многих министров, политиков учатся и работают в европейских странах или в США, и это не вызывает никаких возражений. Если на месте студент не может найти нужную профессию, если не может найти применение себе, почему бы ему не уехать — такое было практически единодушное мнение латвийской элиты.
Но если рассматривать Латвию не как передовой форпост Запада (то есть по факту тупик Европейского союза) не как буферную зону, а как мост между Европейским Союзом и Россией…
Если исходить из того, что рано или поздно Европа и Россия отойдут от конфронтации и начнут строить единую Европу от Атлантики до Урала, как об этом говорили и делали шаги в этом направлении Шарль Де Голь, Вилли Бранд, то наличие кадров имеющих латвийские корни и при этом российское образование — это несомненный плюс и конкурентное преимущество для Латвии.