РИГА, 25 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. Накануне в российском посольстве поздравляли абитуриентов, поступивших в российские вузы. Ребята победили в относительно небольшом конкурсе Министерства образования и науки РФ и попали в учебные заведения, куда в самой России претендуют свыше 50 человек на место.
Вчера у российского посольства было необычно много молодежи. Юные, красивые, приосанившиеся, с гордостью и надеждой они стояли маленькими стайками и обсуждали свой успех и грядущий переезд. Смотреть на них было приятно — только чуть-чуть было жаль, что собственная юность уже прошла.
— А ты на поезде поедешь?
— Ну не на самолете же!
— Ну автобусом еще можно…
Соотечественники вместо нацменов
— А ты общаги не боишься?
— Да чего ее бояться-то, не с птушниками же делить место будешь — с такими же заучками, как ты сам!
— Дома-то ты уверенный. А как еще там сложится…
— Да не дрейфь ты! Это же как приключение!
"В этом году для Латвии российскими вузами было выделено 85 мест, а посольство получило от латвийских школьников 191 заявку", — рассказал на приветственной пресс-конференции посол России в Латвии Александр Вешняков.
"Мы создавали резервный список. Упросили вузы расширить окна и помогли еще 20 ребятам найти свое место в российских институтах", — объяснил дипломат.
Понятное дело, брали не всех. Отбор проходил по аттестатам. Предпочтение отдавалось тем, кто не только заработал хорошие оценки, но и проявил себя на международных олимпиадах. Средний балл по аттестатам допущенных до учебы в российских вузах был 7,5 балла — то есть попали отличники и хорошисты.
Один на десять тысяч
Удивительно, но программа помощи соотечественникам в российских вузах — почти ровесница века. За это время было обучено более тысячи студентов. Выучились они в вузах, попасть в которые на общих основаниях у них было очень мало шансов. Казалось бы, с каждым годом популярность такого образования должна стремительно расти, но, к сожалению, этого не происходит.
"В начале XXI века российские вузы предлагали Латвийской республике 15 мест, потом это число выросло до 85, и так и застряло", – рассказал Sputnik в кулуарах Вешняков.
По его словам, посольство помогает устроиться в российский вуз примерно 80-100 человекам в год.
"Этот год среди других по числу заявок неплох, но и не лучший. Самое большее, что мы получали, — около 220 аттестатов. То есть можно говорить о том, что это число по тем или иным причинам стабилизировалось", — отметил дипломат.
Получается, дает Латвия около двухсот заявок из страны с населением около двух миллионов. Каждый десятитысячный. Среди возможных причин такой относительно невысокой активности латвийских абитуриентов — невостребованность не только российского, но и местного образования.
— Ты возвращаться планируешь?
— Если там работу найду, то, наверное, нет.
— Ну я-то постараюсь дома работу найти.
— А если там платить больше будут?
— Ну, в Европе-то, наверное, еще больше… Не знаю. Работать хотелось бы дома…
В толпе юных лиц мелькает знакомое лицо Маргариты Драгиле — детского педагога, организатора акции "Бессмертный полк". Из-за этой акции у Маргариты возникли сильные противоречия с министерством образования во главе с Карлисом Шадурскисом.
Сейчас Маргарита едет учиться в Московский педагогический государственный университет — на магистерскую программу по сложной специализации, суть которой — в индивидуальном подходе к ученикам. Ее вид молодой взрослой женщины внушает оптимизм — не только для школьников открыто российское образование, не только!
"До сих пор не верю, что все получилось, – говорит Sputnik Диана Юрковлянец, выпускница 51-й средней школы Риги. – Конечно, я училась хорошо, понимая, что оценки — это важно. Но поступила-то я в Санкт-петербургский политехнический университет, на программный менеджмент! Там на 139 мест претендовало 7 тысяч абитуриентов — это более 50 человек на место".
Диана называет случившееся большой удачей.
"Мои подружки не попали именно в это престижное заведение, а мне удалось! Теперь надо там не ударить в грязь лицом, выдержать учебу. Не знаю, вернусь ли потом на родину, может, и вернусь. Меня привлекает логистика, а в Риге серьезные логистические узлы. Впрочем, если мечтать, то я бы еще хотела магистратуру в Европе закончить", — уточняет будущая студентка.
А вот престиж других профессий поднять очень непросто. Тех же педагогов русского языка в Латвии становится все меньше. Складывается ситуация, когда старые кадры вымирают, а заменить их некем. Престиж педагога в Латвии не так уж и высок.
Медики в цене
Самые большие конкурсы в Латвии были на медицинские факультеты российских вузов. Для Латвии было выделено только два места, а претендентов на них было в 15 раз больше.
"После того, как я сходила на день теней в клинику имени Страдиня, поняла, что хочу стать врачом, — рассказала Sputnik Елена Савельева, выпускница 53-й рижской средней школы (Агенскалнс). – Я претендовала на бюджетное место в Латвии и не набрала самую малость — прошла только на бюджет фармацевта. Увидела объявление о возможности учебы в России и решила попробовать".
"Каково же было мое удивление, когда я прошла в университет Петербурга! — продолжает будущая студентка. — Здесь ведь конкурс еще выше, а обучение еще престижнее. Не знаю, вернусь ли я в Латвию — все очень сильно зависит от работы. С российским образованием я ведь и в Европе смогу устроиться. Никто не работает за меньшие деньги, если можно устроиться на большие. Но вдруг случится чудо, и на родине мне смогут предложить работу, лучше, чем где бы то ни было?"
"Приятно отметить, что 90% латвийских абитуриентов успешно завершают обучение в России", — поделился со Sputnik Александр Вешняков.
Посол отметил высокую мотивацию к учебе у юных латвийцев.
"Россияне часто поступают поближе к дому, и у них больше времени уходит на развлечения. А латвийцы, выдержав непростую учебу в билингвальных школах и выезжая на учебу за границу, очень сильно мотивированы. Их стремление к цели очень высоко", — подчеркнул Вешняков.
За эти годы в России сложился образ латвийского студента, и он вполне себе позитивный. Наши студенты воспринимаются как трудолюбивые, целеустремленные, социально активные и, благодаря знанию трех языков, — способные к более глубокому анализу.
Что ж, остается пожелать удачи нашим ребятам. Не посрамите родину, студенты!