Латвийцев пугают восточным соседом, чтобы оставаться у власти. Этот художник не латышский, а русский — его именем нельзя называть улицу.
Послевкусие колонии
В этом году Латвия отмечает 26 лет окончательного разрыва с советским оккупационным режимом, пишет Санита Уплея в журнале Ir. Несмотря на это, присутствие информационного и культурного пространства России в Латвии по-прежнему сильно ощущается во всех сферах жизни.
Возможно, живущим в самой Латвии, это не так бросается в глаза, но после долгого пребывания за границей этого нельзя не заметить. Что наводит на размышления — почему спустя четверть века после освобождения от оков часть общества предпочитает так усердно держаться за них.
Впрочем, представители возрастной группы до 34 лет смотрят относительно мало российских телепередач. Возможно, потому что эти люди вообще мало смотрят телевидение. Примечательно, что жителей Латвии на российских телеканалах развлекательное содержание привлекает больше, чем новостные программы (их смотрит 28%). Фильмы и сериалы смотрят 45% латвийцев, юмористические передачи, концерты и музыкальные шоу — 33%.
Одновременно в упомянутом исследовании раскрывается довольно интересная картина нашего восприятия влияния СМИ на умы людей. 83% респондентов согласились с утверждением, что СМИ влияют на взгляды общества, но только 47% признали, что они оказывают влияние и на их личные взгляды. 45% с этим категорически не согласились. Что называется, не видим бревно в своем глазу, но видим соринку в чужом.
Размышляя об этих своеобразных отношениях с Россией — угроза для нашего жизненного пространства, с одной стороны, и добровольное погружение в объятия российского культурного пространства — с другой, я вижу ситуацию, которую можно назвать типично постколониальной, пишет Уплея.
Живя за границей, а также посредством международных СМИ часто приходится встречать людей из стран, которые за несколько десятков лет до восстановления независимости Латвии освободились от колониального ига, к примеру, Франции или Великобритании. В их мыслях и отношении однозначно чувствуется неприязнь к бывшей колониальной власти, но в то же время присутствует некая необъяснимая гордость за принадлежность к языковому и культурному пространству бывшего колонизатора, делится открытием автор.
Иначе обстоит с Латвией, она находятся рядом с Россией, которая так и не смирилась с утратой имперского могущества. И по численности населения ситуация такова, что если латыши сами не позаботятся о сохранении своего латышского и европейского культурного пространства, то полное погружение в другое пространство может оказаться лишь вопросом времени. К тому же, нам абсолютно нечему учиться у России в смысле уровня жизни, развития экономики, возможностей в сфере свобод человека. Как раз наоборот — происходящее в соседней стране каждый день должно служить напоминанием, от чего мы спаслись, и куда нам никогда не нужно возвращаться
Напугай и властвуй
Публицист Виктор Авотиньш в Neatkarīga Rīta Avīze пишет о том, что по-настоящему держит у власти тех, кто пробрался к кормушке. По его словам, внешние угрозы стали едва ли не основным ресурсом нашей политики и способом урегулирования даже внутренних отношений.
Взять хотя бы такую сугубо гражданскую проблему, как информационная, кибер-война. Неужели для того, чтобы с ней бороться необходима милитаризация общественной мысли? Разве в таких войнах самое эффективное оружие — это не мыслящее и образованное общество, а также политика, которая может собрать воедино людей с разными мнениями?
Авотиньш уверен, что длину руки Москвы, и опасность пятой колонны, и болтовню о латгальском сепаратизме нужно соизмерять именно с качеством политики. Чем ниже качество, тем выше опасность. Продолжая мысль автора мы придем к тому, что чем хуже качество власти, тем ближе мы находимся к состоянию войны.
Не латышский художник, а русский
Sputnik писал об опасности, которую подстерегает латышскость на узких и широких улицах Риги. Оказывается, то, что русские произносят названия городских топонимов на русском, а не государственном языке — символическое продолжение оккупации, бьет тревогу журналист Даце Кокаревича в Latvijas Avīze. Однако беда не приходит одна. На страницах той же газеты коллега Даце Агрис Лиепиньш напоминает о том, что Рижская дума во главе с Нилом Ушаковым собирается дать названия ряду новых столичных улиц. Среди счастливчиков, чьи имена увековечат на уличных табличках — художник Густав Клуцис.
По примеру многих латышских стрелков Клуцис остался после революции в России, напоминает Лиепиньш. В Москве его вдохновило искусство пролетарского авангарда. Вместе с другими талантливыми сверстниками на руинах старого мира Густав создавал новые, рожденные революцией формы. Клуцис увлекся фотоколлажами и стал одним из основоположников советского политического агитплаката. Большевики быстро приспособили таланты для служения собственным интересам и для прославления режима. Кто-то делал это cтиснув зубы, кто-то по наивности, но Клуцис, похоже, из-за своих глубоких убеждений. В Советской России он перерос в настоящего безродного интернационалиста, в истинного сына международного пролетариата без родины и национальности.
Как бы то ни было, в 1938 году художника арестовали и расстреляли. Так Сталин напомнил художнику, который мечтал о пролетарском рае без национальностей, про его национальность.
По-иному вел себя Кришьянис Валдемарс, имя которого украшает одну из магистральных улиц столицы. На дверях своей студенческой комнатушки в Петербурге он вывел большими буквами LATVIETIS! Он также большую часть своей жизни провел в России, работал в Санкт-Петербурге чиновником в Министерстве финансов, потом жил в Москве, где и умер. Всю жизнь Валдемарс думал о латышском народе — как бы его образовать и просветить. Чтобы латыши могли освоить морские профессии, на побережье Балтики он учредил морские школы, первую из них — в Айнажи.
А вот Густав Клуцис про латышскость забыл. Может быть не будем его за это упрекать и без национальных сантиментов признаем реальность — Клуцис — всемирно известный художник русского конструктивизма. Может быть в Риге и нужна улица его имени? Не знаю, признается журналист.