РИГА, 4 авг — Sputnik, Алексей Евдокимов. В Риге появилась новая улица. Ну, появилась и появилась — на отшибе, в формирующемся районе Сканстес: собственно, улиц там проложили несколько, решили назвать их в честь выдающихся уроженцев Латвии и не ждали подвоха. Будут теперь на карте нашего города имена Оскара Строка, автора знаменитого танго "Черные глаза", путешественника Александра Лайме, предпринимателя Роберта Хирша, что впервые стал производить в Латвии шелк, — разве плохо?
Среди прочих Рижская дума выбрала для увековечения имя Густава Клуциса, известнейшего художника-авангардиста 1920—30-х годов, чьи работы есть в московской Третьяковке и в нью-йоркском Музее современного искусства, а в рижском Национальном музее — так целый зал.
Клуцис знаменит, причем далеко за пределами Латвии, что для здешнего искусства редкий случай — как живописец, дизайнер, автор плакатов и один из изобретателей цветного фотомонтажа. В общем, у тех, кто "в теме", вопросов по поводу выбора думы не возникло, а у тех, кто "не в теме", — тем более.
Но, как зачастую водится у нас в Латвии, даже такое невинное решение городского начальства (оно еще даже не окончательное) все-таки вылилось в скандал. Потому что в какой-то момент на сцене появились идеологи и ударили в набат — заклеймили художника Клуциса "слугой сталинского режима" и объявили, что им "непонятно, почему его именем надо называть улицу".
Время первых
Суровые слова принадлежат основательнице фонда "Дети Сибири" Дзинтре Геке, а процитировала их газета Latvijas Avīze. В идеологизированном и невротизированном латвийском обществе нет проще способа обратить на себя внимание, чем обвинить кого-нибудь в пособничестве Путину или Сталину. Так что претензии к Клуцису не стоили бы многословных комментариев, если бы не ряд деталей.
Ведь докопавшаяся, что называется, до столба (буквально до уличного столба с не установленной пока табличкой) Дзинтра Гека — не жаждущий пиара политический микроорганизм с правого фланга. Она довольно известный режиссер-документалист. То есть, как и осуждаемый ею Клуцис, деятель искусства, художник в широком смысле.
А в защиту "слуги режима" выступил еще один художник, во всех смыслах один из самых известных и заслуженных в современной Латвии, — Джемма Скулме. "Я за то, чтобы в Риге такая улица появилась, — сказала она. — Да, кто-то думает, что Клуцис служил коммунистическим идеям, но это не так. Это время было для искусства тревожным, прогрессивным и привнесло новые ценности. Клуцис вошел в историю искусства".
"Это время" — двадцатые и отчасти тридцатые, эпоха авангарда. Родившийся в 1895-м под Руйиеной Густав Клуцис после рижского Городского художественного училища получал образование в Петрограде и Москве, в том числе у Казимира Малевича. Сотрудничал с ЛЕФом и с УНОВИСом ("Утвердители нового искусства"). Сам был среди основателей группы "Октябрь" — вместе с будущим классиком мирового кино (и уроженцем Риги) Сергеем Эйзенштейном, с архитектором-конструктивистом Александром Весниным, с Александром Родченко, таким же новатором в области фотографии, дизайна и рекламы, как Клуцис.
Латыш Клуцис — яркое имя в крайне пестрой в национальном отношении плеяде, заявившей о себе в пред- и послереволюционной России. Живописцы Малевич, Кандинский, Татлин, архитекторы Гинзбург и братья Веснины, кинорежиссеры Эйзенштейн и Дзига Вертов, театральные режиссеры Мейерхольд и Таиров, поэты Маяковский и Хлебников — все они творили новое, доселе небывалое искусство в новом, тоже ранее небывалом государстве рабочих и крестьян. Без них всех, без футуризма, супрематизма, конструктивизма искусство 20-го века было бы иным (равно как и история 20-го века была бы совершенно другой, не случись русской революции). Джемма Скулме права, говоря, что Густав Клуцис вошел вместе со всем советским авангардом в историю искусства — мирового искусства.
Но вот когда она говорит, что коммунистическим идеям Клуцис не служил, она отдает дань существующим в нынешней Латвии идеологическим табу. Ведь улица имени искреннего борца за социализм (пусть и человека искусства) в современной Риге — это как в советском городе улица Лени Рифеншталь.
Мировая революция и глухая провинция
"Выполним план великих работ", "СССР — ударная бригада пролетариата всего мира", "Поверните оружие против своей буржуазии". "Поднимая квалификацию работницы, помогаем ей стать активным и равноправным строителем новой жизни". Это — названия работ Густава Клуциса, прославившегося более всего на ниве наглядной агитации. Знаменитый художник не просто служил идеям, он их изобретательно и талантливо пропагандировал. Большое искусство может быть насквозь идеологичным, пропаганда может быть большим искусством: убедительней всего это доказали как раз леваки, в первую очередь авангардисты.
Революционный порыв, новаторский пафос, идея построения чего-то, никогда прежде не существовавшего — мощнейший стимул для художника, суть деятельности которого как раз в создании нового, в выходе за привычные рамки. Большой художник всегда первооткрыватель, нарушитель границ, и, если идеология попадает в унисон с его творчеством, он может стать агитатором, горланом, главарем, приравнять перо к штыку и даже вылизать тоталитарную власть шершавым языком плаката.
Но бывает и совсем иной вид подчинения таланта идеологии. Когда консервативный режиссер Гека призвала бросить авангардиста Клуциса с парохода латвийской современности, она тоже выступила с идейных позиций. Только ее идеология — совсем другая. Не новаторская, а охранительная. Не разрушающая границы, а создающая препоны. Не отменяющая запреты, а стоящая на КПП у шлагбаума, с автоматом и овчаркой.
Разницу тут следует оценивать не с точки зрения морали и тем более политики (никто не собирается оправдывать красный террор и сталинские репрессии), а с точки зрения результата — художественного, просветительского. Идеологизированный латышский художник Клуцис открывал новые горизонты мировому искусству. Идеологизированный латышский режиссер Гека ратует за ношение шор: эти, мол, деятели нам не нужны, они неправильные. Клуцис, прославившись на весь мир, дал родной стране повод не чувствовать себя глухой провинцией у моря. Гека, не желая видеть всемирно знаменитого Клуциса в национальном пантеоне, как раз на провинциализм эту страну и обрекает.
Правда, стоит помнить, что советское государство, которому посвятил свой талант Клуцис, его в итоге уничтожило: в 1938-м художника расстреляли, осудив по сфабрикованному обвинению — якобы участвовал "в заговоре латышских националистов". Латышский националист в глазах слуг сталинского режима, он так и остался слугой сталинского режима в глазах латышских националистов, что продемонстрировал скандал с улицей его имени.
Альянс таланта и идеологии может оказаться плодотворным, но счастливым он не бывает никогда.