Знаете, бывают такие исследования — "Создан типичный портрет неплательщика алиментов". Покупателя копченой колбасы, любителя симфонических концертов, сексуального маньяка и т.п. Так и мы, взвалив на себя нелегкую долю исследователя и с помощью некоторых авторитетных источников, попытаемся составить образ лояльного русского жителя Латвии, отвечающий требованиям местных политиков.
В статье на портале Delfi.lv публицист Александр Гильман пишет об интересном парадоксе. 4 июля, в День памяти геноцида еврейского народа, спикер Сейма Латвии Инара Мурниеце выступила на митинге на месте спаленной синагоги в Риге и, в частности, сказала: "Холокост напоминает, куда может привести целенаправленно разжигаемая на государственном уровне нетерпимость".
Особенно в этом преуспел правящий в последние шесть лет независимости режим Карлиса Улманиса, главным идеологом которого был министр Альфред Берзиньш. И надо же — именно его мысль о "русских вшах" недавно цитировал в предвыборной партийной газете товарищ Мурниеце по партии Эдвинс Шноре.
"За три четверти века ситуация изменилась, националистическая пропаганда смягчилась, хотя бы раз в год должны говорить справедливые слова о жертвах Холокоста даже такие, как Мурниеце. Прямое утверждение, что людей неправильного происхождения можно унижать, я уж не говорю, что убивать, сегодня признак маргинальности. И того же Шноре пожурила комиссия Сейма по этике. Однако куда больше огорчает, что если за неправильную национальность оскорблять нельзя, то неправильные убеждения по-прежнему служат оправданием для ненависти даже у тех, кто искренне считает себя интеллигентами. В этом отношении характерна статья театроведа Сильвии Радзобе," пишет Гильман.
Узнав о словах Шноре, она осудила его в твиттере, но была ошеломлена тем, что большинство комментаторов защищало депутата. Но главное ее возражение в том, что Шноре огульно оскорбил всех русских — и плохих, и хороших. А разве мало среди них искренних патриотов Латвии!
"Я считаю, что в Латвии имеют право жить и чувствовать себя в безопасности все лояльные нашему государству люди разных национальностей," — пишет театровед.
Итак, лояльных вшами называть нельзя. Остается решить, что делать с нелояльными, пишет Гильман. Но, на мой взгляд, автор несколько забегает вперед. Ведь сначала надо решить, как отсеять зерна от плевел, то есть лояльных русских от нелояльных.
А политический начальник Шноре, лидер Нацобъединения Райвис Дзинтарс, сказал в лицо депутатам от "Единства" Алексею Лоскутову, Лолите Чигане и Андрею Юдину, возмущенным цитатами Шноре, что, дескать, они сами действуют некорректно и провокационно.
В разгар скандала, вызванного каминг-аутом депутата со вшами, сам Шноре дал интервью газете Latvijas Avīze, в котором выбрал лучшей защитой наступление.
— Нет, для таких опасений нет оснований. Те инородцы, которые действительно лояльны Латвии, уважают наш язык и понимают историю, очень хорошо понимают, о чем идет речь, и знают контекст. Тут ничего дополнительно разъяснять не требуется.
То есть в Латвии есть такие нелояльные русские, которым, перефразируя старую присказку, плюнешь в морду — лезут драться. И якобы есть другие, которым это — как божья роса и благодать. И, наверное, как раз тут, по мысли наших националистов, и зарыт критерий отбора. Уже больше четверти века с помощью такой селекции — плюя в морду и наблюдая, — они пытаются набрать хоть какое-то количество верных и лояльных русскоязычных. Но эти неблагодарные все лезут в драку.
Чего еще надо этим дикарям?