Пусть позже, зато погода солнечная, в городе тепло и настроение у горожан благостное — Пасха!
И я тоже, на правах профессионального гида, вынужден поддержать инициативу ассоциации, но вместо прогулки по холодному городу расскажу вам несколько смешных экскурсионных историй, а заодно сделаю попытку разобраться в одном из самых главных вопросов ремесла — что важнее? Заниматься насильственным просвещением или развлекать туриста?
Вы нам должны
Вот уже несколько лет как я вожу около десятка бесплатных экскурсий в год. В основном это экскурсии в Дни русской культуры. Но это для меня больше хобби, чем основная профессия. Просто, я люблю свой город и с детства знаю о нем массу исторических подробностей, и обожаю передавать свою любовь к городу туристам.
Впрочем, иногда подобным образом себя ведут и заплатившие деньги экскурсанты. Обычная групповая экскурсия имеет четкий маршрут, временные рамки и перечень объектов по пути следования. И это не потому, что кроме этих объектов в городе показать нечего. Просто, в рамках временного отрезка, нужно ограничиться тем, что обещано в программе. А на интересующие экскурсантов вопросы отвечать кратко и по существу.
Пропаганда или развлечение?
Для многих это две стороны одной профессии, одной сути. Но, находясь внутри профессии, приходится выбирать свою сторону. Разница между гидом и экскурсоводом настолько мала, настолько незначительна, что многие путают эти понятия. Если коротко, то в советское время разница была в образовании и доверии власти.
На гидов учили пару месяцев, на экскурсовода целый год. Первые сдавали экзамен коротким фрагментом, вторые — 30-минутным докладом по какой-либо теме плюс самой экзаменационной экскурсией, которую у них принимали два профессиональных экскурсовода. Любой прокол в исторических сведениях мог стоить пересдачи экзамена.
От экскурсоводов требовали научной пропаганды, учили не идти за потребностями толпы, но подтягивать культурный уровень и уровень знаний экскурсантов. Кстати, это то, на чем "горят" сегодня большинство экскурсоводов старой школы. Туристам не нужны ни лекция, ни открытый урок. Туристы, а значит, и турфирмы хотят необременительной прогулки с умным, знающим город человеком, способным поделиться своими знаниями легко и не унижая гостей. Вы думаете это так легко? Приведу пару примеров.
Кто это там в соломенной шляпке?
В советское время атеистическое образование было настолько сильным, что здорово сбивало культурный фон. Люди были оторваны от культуры предков и часто не понимали, казалось бы, элементарной символики.
Так, на витраже в алтарной части Домского собора изображен Иисус с нимбом. Именно по его поводу и возник вопрос у одной из экскурсанток: "А кто это такой печальный в центре, в соломенной шляпке?"
Смешно? Грустно. Но хороший гид должен относиться с уважением к любому экскурсанту и не кичиться своим знанием. Например, группа студентов дизайнеров одежды, увидев в городе памятник Барклаю де Толли, на вопрос "Кто это?" единогласно ответила "Наполеон!". Студентов, сведущих в своем ремесле и не сильно грамотных в остальном, ввели в заблуждение шляпа двууголка и костюм русского маршала, одетого по эпохе, названной в честь побежденного им императора. Гиду стоило больших усилий не расхохотаться при группе.
Темная сторона профессии
Но была у советских (да и не только) экскурсоводов и темная сторона профессии: они должны были блюсти честь страны и все рассказывать в соответствии с партийными установками. Основоположник советского экскурсоведения Борис Иванович Емельянов так и писал в своем много раз переиздаваемом учебнике: "Экскурсовод — работник пропаганды. От того, как он расскажет гостям о своей стране, своем городе, зависит мнение туристов о нем. Это большая политическая ответственность".
В Риге, выстроенной немцами, эта фальшь особенно явно звучит. Когда ты рассказываешь о достижениях немецкого города-крепости или о промышленном взлете Риги времен последних русских царей, одинаково искусственно звучат как советские агитки, так и сегодняшний плач о советской оккупации. "Проклятые буржуи эксплуататоры" так сильно издевались над народом, что построили город-сад. А "треклятые оккупанты" столько всего наворотили, до сих пор "ущерб" подсчитать не можем — от построенных школ, больниц и предприятий. Эта грань очень тонкая, и если в советское время экскурсовод позволял себе иронию в своем рассказе туристам и эту иронию слышали кураторы и информаторы, то эта была бы последняя его экскурсия.
Имеет ли гид право на свою точку зрения?
Сегодня латвийским гидам-экскурсоводам дышать не в пример вольнее. Давать правильную политинформацию экскурсоводы не обязаны, и каждый говорит в соответствии со своими убеждениями. Есть организации, требующие выработать единственную правильную политическую линию, но пока, слава богу, у них ничего не получается.
Каждый турист — это в первую очередь гость, и высшее достижение гида-экскурсовода в том, чтобы этот гость захотел приехать снова.
Поэтому немецким туристам было бы неправильно рассказывать о фашистских зверствах, а русским — об ужасах оккупации.
Я сам взорвал этот мост!
Иногда удержаться от колкой реплики туристу очень трудно. Вот, к примеру, история с немецкими гостями. Автобус с германскими старичками едет по маршруту, гид ведет стандартный рассказ об окрестностях.
— Простите, вы не могли бы показать место, где в Риге был железнодорожный мост?— вклинивается старичок.
— Железнодорожный мост мы проедем через пять минут, а пока посмотрите направо, на дом в стиле югенд. Этот дом…
— Еще раз простите, что прерываю, но вы, наверное, меня не поняли, — настаивает старичок. — Нет у вас железнодорожного моста. Железнодорожный, понимаете, через него еще железная дорога шла…
— К железнодорожному мосту мы подъедем через три минуты, он будет слева. И, кстати, слева вы сейчас можете увидеть наш вокзал, исторически самый крупный…
— Вынужден вам заметить, что вы очень плохо знаете немецкий язык! — недоволен немецкий дед. — Я буду жаловаться на вас. У вас нет в городе железнодорожного моста, и я это точно знаю!
— Обратите внимание! С левой стороны нашего автобуса вы можете видеть железнодорожный мост, отстроенный после Второй мировой войны…
— Не может быть! Я же сам его взрывал!
Работа гида не для всех. Она для тех, для кого любовь к своему городу, своей земле, стремление поделиться этой своей любовью превыше политических пристрастий и своего понимания исторической правды. Ну а для тех, для кого есть только одно "правильное" понимание истории и необходимость донести эту "правду" до каждого, остается политическое экскурсоведение. Эпохи меняются, и довольно быстро. И востребованная политическая "правда" меняется с той же скоростью. И почти всегда не интересна туристам, убежденным в другой "правде".