РИГА, 9 мар — Sputnik, Людмила Прибыльская, редактор журнала "Бизнес-КЛАСС". Скромная рижская учительница Лиана Хиршсоне, отстроив на унаследованной от предков земле на Петерсале домик, получила в этом году извещение об уплате налога на недвижимость в размере более 1700 евро. В прошлом году она заплатила за ту же собственность 1100 евро. Тем самым подтвердились те худшие опасения, которые она высказала год назад, объявив начисляемый родным государством налог на единственную недвижимость конфискационным и противоречащим законодательству ЕС.
Учительница инициировала на портале народных инициатив Manabalss cбор подписей за отмену налога в отношении единственной недвижимости. За короткий срок необходимые для передачи инициативы в Сейм 10 тысяч голосов были собраны.
16 июня 2016 года председатель парламента И.Мурниеце опубликовала официальное сообщение, что на основании коллективного заявления граждан об отмене налога на единственную собственность Сейм поручил министерству финансов до 1 октября подготовить предложения. Прошел октябрь, наступил новый год, а решения так и нет. В Минфине рассмотрели около 10 различных моделей, но ни одну не признали приемлемой…
Учительница Хиршсоне не намерена сдаваться и объявляет уже очный сбор — на митинг, запланированный на последнюю декаду марта (более подробную информацию можно узнать на страничке Liana Hirssone в социальной сети Facebook).
Тем временем со следующего года кадастровая стоимость на отдельные группы недвижимости возрастет примерно на 62%, но ни в одном министерстве нет расчета, сколько людей потеряют недвижимость из-за финансовой невозможности оплатить налог и набежавшие долги.
"Что происходит с налогом на недвижимость?— спрашивает Лиана. — Живем при капитализме, где право собственности объявлено святым, однако бесконечные манипуляции правительства с налогами свидетельствуют лишь о том, что святым в Латвии всегда будет бюджет — то самое корыто, у которого власть кормится.
Если вам принадлежит частный дом и земля под ним, то вам за него следовало бы платить какую-то символическую плату. Однако то, что происходит сейчас, иначе как террором недвижимости не назовешь. Рождается впечатление, что моя собственность вовсе не моя, но я ее арендую или выкупаю у государства за ежегодную, постоянно растущую плату, которая полностью зависит от активности спекулянтов. Эта активность раскачивает "рыночную цену" жилья, которая сцеплена с кадастровой стоимостью, и у владельцев жилья больше нет возможности заплатить ненормально раздутый налог, и остается единственное — ее продать. Это и есть классический террор".
Та же Лиана публиковала сюжет о размере долгов по этому налогу за 2015 финансовый год, которые на основании данных Госкассы обнародовало Латвийское телевидение. В Риге долг свыше 14 млн евро при запланированном в бюджете сборе в 100 млн, а это значит, что каждый шестой владелец недвижимости не справляется с налоговым бременем.
Случай Джеммы Скулме
"Народный художник Латвии Джемма Скулме вынуждена продавать семейные реликвии, чтобы заплатить налог на дом в Межапарке" — этот заголовок обошел все информационные порталы в начале марта.
Новость о том, что Скулме прислали налог на сумму свыше 3 тысяч евро, вызвала противоречивую реакцию. Одни мстительно твердили: "Живи в таком доме, какой можешь себе позволить". Мол, пусть съезжает в хрущевку, если денег нет.
Джемме Скулме 90 лет, но она не имеет права на статус малообеспеченной ни по квадратуре жилья, ни по наличию родственников. Никаких скидок по налогу ей не положено. В Латвии вообще отношение к национальным иконам какое-то варварское. Получается, что единственное достояние страны — бывшие президенты, которым положены пожизненные льготы. Больше никому и ничего. Ни народным артистам, ни народным художникам. Даже звания теперь такого нет.
Кадастр и конфискация
Суммы начисляемых налогов стали такими, что начеты на собственников могут вылиться в конфискацию. И ладно бы отбирали за долги квартиры, реализовать их было бы проще. Но когда заплатить не могут "богатые", это очень плохой сигнал, так как на дорогую недвижимость в настоящее время нет покупателей.
Что будут делать государство и самоуправления дальше? Налагать арест на собственность, национализировать? Зачем им столько собственности, если они с уже имеющейся не знают, что делать? Кто, например, платит 19 тысяч евро в год налога за пустующее c 2014 года здание Национальной библиотеки на улице Барона? При кадастровой стоимости 1 266 711 евро и отсутствии какого бы то ни было задекларированного жителя ставка налога составляет точно не менее 1,5%!
А как в Европе?
Неугомонная Лиана Хиршсоне привлекла в помощники прессу и налоговых консультантов. Проанализировав налоговые правила стран ЕС, исследователи обнаружили: Латвия является абсолютным чемпионом по размеру налога на единственную недвижимость! А если еще соотнести его с размером минимальной зарплаты, то у нас и в мире конкурентов нет.
В большинстве стран ЕС налог на единственную недвижимость не взимается вообще, и даже на вторую недвижимость существует не облагаемый налогом минимум.
Всем понятно, что из собранных налогов оплачиваются расходы самоуправлений, в том числе в Риге около половины идет на образование — зарплату педагогам школ и детсадов. Но те же самые расходы несут и Литва, и Эстония, и другие страны ЕС, где почему-то налогообложение совсем другое и на педагогов тоже хватает…