Пока едешь по Маскавас на трамвае 7-го маршрута, узнаешь всю историю латвийской столицы: непростую, противоречивую, иногда бесчеловечную, но всегда настоящую.
Маскавас часто называют самой длинной улицей в Риге – и ошибаются. На самом деле она уступает пальму первенства Яунциема Гатве. Но по известности Маскавас может дать фору как своей конкурентке по длине, так и центральным улицам столицы: Бривибас, Барона, Валдемара. Про Яунциема Гатве, которая огибает озеро Кишэзерс, большинство рижан слыхом не слыхивали. А вот Маскавас – совсем другое дело.
Первые документальные упоминания этой улицы датированы XVIII веком, но ее история началась гораздо раньше – с того момента, как власти Риги в XV веке запретили русским торговцам, приезжавшим в город по Московской дороге, располагаться в пределах города.
За свою историю улица сменила несколько названий: Полоцкас, Яункриеву (Новороссийская); современное название — Маскавас — получила в 1859 году. В течение двух лет, с 1938-го по 1940-й, называлась Латгалес, но это имя не прижилось.
Сомнительная репутация
Рижане часто называют улицу "Маскачка". Слово для русского уха не слишком благозвучное. Но и репутация у Маскачки и прилегающих к ней районов издавна была сомнительной.
"За "толкучкой" пряталась улица Маскавас. Здесь больше не было особняков, гераней и занавесок. Здесь от поблекших стен и дворовых окон веяло пустотой, хулиганством и пороком. Чем дальше вглубь по улице, тем мрачнее картина. Прогуливаться постороннему там было небезопасно. Практически каждый день с улицы Маскавас поднимали кого-нибудь с пробитым черепом, с разбитой кастетом челюстью, с ножевым ранением под ребра или между лопаток. Здешние трактиры были заполнены ворами и хулиганами. В каждом втором доме по улице Маскавас был расположен трактир", — описывает Маскавас начала XX века интернет-портал citariga.lv.
В этом районе у меня три раза обворовывали машину. Причем в первый раз это произошло, когда я только получил права и впервые в жизни самостоятельно поехал на автомобиле по делам. На первой же парковке в Московском форштадте у меня разбили боковое стекло и вытащили магнитолу. Я отошел от машины буквально на несколько минут: зашел в магазин. Стоит ли говорить, что грабителей так и не нашли. Потом был второй раз, третий. Все случилось в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Ни в одном другом районе города у меня подобных проблем не было. А я за рулем уже почти 20 лет.
Туристический объект
Впрочем, сейчас Маскачка присмирела. Цыган выселили, наркопритоны вычистили, криминалитет более-менее обуздали, хотя многие считают, что он просто перетек в более плодородные края, когда для Латвии открылись границы Евросоюза. И на Маскавас уже потихоньку захаживают туристы.
Посмотреть здесь есть на что. Правда, стоит учитывать, что эту улицу не получится проехать от начала до конца на автомобиле – по крайней мере в один присест. Мешают два моста: Островной и Южный. Маскавас проходит слишком близко к реке, и современные развязки, построенные, чтобы обеспечить съезды с этих мостов, разрезали улицу на три неравные части. Придется искать объезды по соседним улицам. Но пройтись по ней пешком вполне возможно – хотя это займет, пожалуй, целый день, учитывая ее длину.
У Центрального рынка, где Маскавас берет начало, кипит жизнь. Здесь расположен автовокзал, откуда автобусы разъезжаются в разные концы Европы; чуть далее – железнодорожный вокзал. Сам рынок, расположившийся в пяти необычных полукруглых ангарах — изначально они предназначались для хранения цеппелинов, а для нужд рыночного комплекса были реконструированы в конце 1920-х годов — является одним из символов Риги и входит в число ее главных достопримечательностей. Интересно, что рыночные павильоны – это далеко не весь рынок; прямо под ними оборудованы обширные подземные хранилища и холодильные установки.
Виды без лоска
Но дальше Маскавас довольно быстро теряет лоск. Улица застроена старинными двух- и трехэтажными домами — живописными, но обшарпанными. Особенно печально выглядят деревянные строения. На стенах появляются граффити. После пересечения с улицей Лачплеша – именно здесь Маскавас прерывается в первый раз – увеличивается количество пустырей и нежилых домов с пустыми оконными проемами.
Невысокие образчики деревянной архитектуры чередуются с пятиэтажными доходными домами конца XIX – начала XX века, что вкупе с брусчаткой и трамвайными рельсами придает улице очень аутентичный вид. Но впечатление портит то, что все здания без исключения сильно нуждаются в ремонте, хотя бы косметическом. Зато здесь есть небольшой, но очень приятный парк Maskavas dārzs, разбитый в 1937 году.
Здесь начинается Кенгарагс – советский район, о котором я подробно писал в одном из предыдущих очерков. Теперь Маскавас бежит мимо блочных многоэтажек, районных супермаркетов, скверов, пустырей, промзон.
После Кенгарагса идет Румбула с ее авторынком и мемориалом на месте массовых расстрелов евреев в годы Второй мировой войны; потом Дарзини – этот маленький район, состоящий из частных домов, совсем не виден за деревьями, тротуары незаметно превратились в пыльную обочину, и уже полное ощущение, будто дорога идет по лесу. И если бы не дорожные знаки, то можно и не заметить, как Маскавас выводит тебя из Риги и ведет дальше – "в Москву, в Москву…"