"Балтика" - первый треугольный ледокол

Подписаться на
Yandex newsTelegram
В 2015 году в Санкт-Петербурге подняли российский флаг на ледоколе "Балтика" - первом асимметричном ледоколе, способном ходить боком и пробивать во льдах коридор шириной 50 метров

РИГА, 28 дек — Sputnik. Новаторство коснулось, казалось, одной из самых консервативных областей промышленности — судостроения. И не просто судостроения, а строительства ледоколов, пишет журнал "Популярная механика".

В 1996 году финская компания Aker Arctic начала разрабатывать проект принципиально нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед и, кроме того, еще и под углом к диаметральной поверхности. Испытания проводились на обычном ледоколе, который тянули лагом. Результаты оказались положительными, и компания разработала ледокол с асимметричным корпусом.

Другие так не могут

Когда российское правительство решило перенаправить потоки грузов из балтийских портов в российские, проектом заинтересовалось Агентство морского и речного транспорта России.

Дело в том, что Приморск находится значительно севернее балтийских портов, и в зимнее время его акватория нуждается в расчистке ото льда. Для проводки крупнотоннажных судов требуется коридор шириной 50 метров, обычный ледокол с такой задачей не справляется, и приходится использовать две единицы техники.

Головной атомный ледокол Арктика - Sputnik Латвия
Самый мощный в мире атомный ледокол спущен на воду в Петербурге
Тут и нашлось применение асимметричному ледоколу: двигаясь боком, он проделывает коридор нужной ширины.

В октябре 2011 года Агентство морского и речного транспорта России, калининградский судостроительный завод "Янтарь" и финский Arctech Helsinki Shipyard подписали контракт, а весной 2014 года на воду был спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название "Балтика".

Одна из особенностей судна — три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки (устройства, в которых винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), одна из которых располагается в носу.

За счет этого ледокол с легкостью может плыть не только вперед и назад, но также боком и наискосок. В результате "Балтика", ширина которой 20,5 м, проделывает пятидесятиметровый канал во льдах без посторонней помощи.

© Foto : Российский морской регистр судоходстваМногофункциональное аварийно-спасательное судно "Балтика"
Ледокол Балтика - Sputnik Латвия
Многофункциональное аварийно-спасательное судно "Балтика"

Уникальный и многофункциональный

"Балтика" — это не просто ледокол, а многофункциональное аварийно-спасательное судно.

Его можно применять не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Левый выпуклый борт предназначен для ломки льда, плоский правый приспособлен для сбора нефти.

Пляж - Sputnik Латвия
Дешевая вода - грязное море
Причем сбор нефти можно производить прямо на ходу, благодаря тому, что в борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется от воды с помощью штатной встроенной системы щеточных коллекторов. Нефть собирают в резервуары на судне, а очищенную воду откачивают обратно в море.

Благодаря винторулевым колонкам "Балтика" обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира значительно превосходит традиционные суда.

На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки.

Семимегаваттная "Балтика" стала первой в новом поколении ледоколов. В апреле прошлого года она прошла испытания в Карском море, где без труда справлялась с полутораметровыми льдами прямым ходом.

Сейчас финская компания-производитель предлагает 25-мегаваттный ледокол, предназначенный для работ в Арктике.

Характеристики и задачи ледокола Арктика - Sputnik Латвия
В сердце "Арктики": преимущества новейшего атомного ледокола
Лента новостей
0