РИГА, 28 дек — Sputnik. Новаторство коснулось, казалось, одной из самых консервативных областей промышленности — судостроения. И не просто судостроения, а строительства ледоколов, пишет журнал "Популярная механика".
В 1996 году финская компания Aker Arctic начала разрабатывать проект принципиально нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед и, кроме того, еще и под углом к диаметральной поверхности. Испытания проводились на обычном ледоколе, который тянули лагом. Результаты оказались положительными, и компания разработала ледокол с асимметричным корпусом.
Другие так не могут
Когда российское правительство решило перенаправить потоки грузов из балтийских портов в российские, проектом заинтересовалось Агентство морского и речного транспорта России.
Дело в том, что Приморск находится значительно севернее балтийских портов, и в зимнее время его акватория нуждается в расчистке ото льда. Для проводки крупнотоннажных судов требуется коридор шириной 50 метров, обычный ледокол с такой задачей не справляется, и приходится использовать две единицы техники.
В октябре 2011 года Агентство морского и речного транспорта России, калининградский судостроительный завод "Янтарь" и финский Arctech Helsinki Shipyard подписали контракт, а весной 2014 года на воду был спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название "Балтика".
Одна из особенностей судна — три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки (устройства, в которых винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), одна из которых располагается в носу.
За счет этого ледокол с легкостью может плыть не только вперед и назад, но также боком и наискосок. В результате "Балтика", ширина которой 20,5 м, проделывает пятидесятиметровый канал во льдах без посторонней помощи.
Уникальный и многофункциональный
"Балтика" — это не просто ледокол, а многофункциональное аварийно-спасательное судно.
Его можно применять не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Левый выпуклый борт предназначен для ломки льда, плоский правый приспособлен для сбора нефти.
Благодаря винторулевым колонкам "Балтика" обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира значительно превосходит традиционные суда.
На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки.
Семимегаваттная "Балтика" стала первой в новом поколении ледоколов. В апреле прошлого года она прошла испытания в Карском море, где без труда справлялась с полутораметровыми льдами прямым ходом.
Сейчас финская компания-производитель предлагает 25-мегаваттный ледокол, предназначенный для работ в Арктике.