РИГА, 19 окт – Sputnik. Латвийские порты могут лишиться транзита из Белоруссии, пишет LETA. Если Российские железные дороги сделают "беспрецедентную скидку" в 25% на перевозки белорусских нефтепродуктов в российские порты, то тарифы на железнодорожные перевозки по России могут стать более выгодными для белорусских компаний.
При этом LETA отмечает, что решение может носить политический характер. По данным агентства, планы по сокращению транзита товаров через страны Балтии обсуждались в сентябре на уровне спецпредставителя российского президента Сергея Иванова.
Кроме того, российская компания "Транснефть" в сентябре уже объявляла о готовности практически полностью прекратить транзит нефтепродуктов через балтийские порты.
В статье говорится, что в случае предоставления скидки от РЖД тарифы на железнодорожные перевозки по России станут сопоставимыми с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. Ранее, подчеркивает LETA, нефтепродукты из Белоруссии в направлении российских портов не шли.
В то же время специалисты, опрошенные LSM, отмечают, что поставки белорусских грузов через российские порты имеют несколько недостатков.
Насколько это нужно Белоруссии
"Из Новополоцка идет прямой поезд через Даугавпилс в Рижский порт. За семь-восемь часов он уже в порту под кораблем. А по дороге в порты в Санкт-Петербурге надо делать практически две перецепки. Это на полутора суток дольше", — считает член Всемирного общества инженеров-логистов Валерий Козлов.
Таким образом, транзит в Россию, при условии предоставления скидки РЖД, будет сопоставим по стоимости с Балтией, однако время доставки возрастет, к тому же повышается риск форс-мажорных ситуаций, уверен специалист.
Кроме того, LSM напоминает о том, что белорусские компании вложили достаточно много денег в развитие инфраструктуры балтийских портов. Например, "Беларуськалий" купил долю в одном из терминалов в Клайпеде.
Плюс ко всему белорусский бизнес уже выстроил определенные работающие схемы взаимодействия с балтийскими партнерами. Если рынок будет переориентирован на Россию, то эти схемы придется выстраивать заново, что опять же потребует привлечения дополнительного временного и финансового ресурса.
Кроме того, один из экспертов на условиях анонимности сообщил, что даже с учетом возможной скидки балтийские порты все равно останутся более конкурентоспособными по стоимости услуг для белорусских производителей.