РИГА, 14 сен — Sputnik. Если планы России перенаправить потоки энергоносителей в свои порты будут выполнены, это станет болезненным ударом для Рижского и Вентспилсского портов, заявил накануне глава Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс.
Лейшканс отметил, что латвийская сторона активно работает над привлечением новых грузов, а порты России пока не справляются с поставленной задачей.
"Россия уже долгое время планирует перенаправить грузы нефтепродуктов и угля в свои порты в балтийском регионе, поэтому инвестирует в них значительные средства. Пока еще российские порты не справляются со всем грузооборотом, поэтому используются и порты стран Балтии", — заявил Лейшкалнс.
По его словам, сейчас ведется активная работа над привлечением новых грузов, в том числе из Китая и Казахстана.
По информации "Транснефти", в прошлом году через прибалтийские порты было экспортировано свыше 9 миллионов тонн нефтепродуктов, в этом году экспорт сократится до 5 миллионов тонн. "Транснефть", крупнейшая в мире трубопроводная компания, владеет 48,7 тысячи километров магистральных нефтепроводов.
Еще в мае Рижский свободный порт сообщил о снижении грузооборота за первый квартал на 14% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Россия временно прекратила транзит угля и чугуна по железной дороге через Рижский порт. Остановка транзита обходится в 130–140 миллионов евро, поскольку за перевалку каждой тонны угля Латвия получает около 10 евро.
Тогда эксперты министерства сообщения Латвии предполагали, что общий ущерб от остановки российского транзита может достичь 1,6 миллиарда евро.
Эстонцы не беспокоятся
В свою очередь в Эстонии полагают, что реализация намерения российской стороны существенно не затронет порт столичного Таллина. Председатель правления компании "Таллинский порт" Вальдо Кальм отметил, что транзит в Эстонии связан в основном с темными нефтепродуктами — по железной дороге.
По его словам, решение "Транснефти" не политическое, а прагматическое.
"В порт Усть-Луга сделаны большие инвестиции, поэтому естественно, что потенциал порта нужно использовать максимально", — сказал Кальм.
Не только Балтия
По его словам, в этом случае довольно существенные потери может понести и Белоруссия. Сейчас нефть в небольших объемах идет через Белоруссию в направлении портов Балтии.
"Белорусская железная дорога недосчитается этих объемов, и эти доходы выпадут из общих доходов от нефтяного транзита", – сказал собеседник Sputnik.