РИГА, 18 окт — Sputnik. Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас заявил, что строительство новой железной дороги Rail Baltica снизит конкуренцию между странами Балтии и Финляндией за российские грузы, передает Sputnik Эстония.
Он напомнил, что в Прибалтике и Финляндии используется железнодорожная колея российского стандарта (1520 мм), что создает риски для этих стран и "возможности для России". Rail Baltica планируют строить на европейской колее шириной 1435 мм.
Однако, по его мнению, легко создать ситуацию, в которой страны Балтии будут в большей степени являться конкурентами друг другу, а возможности развития превращаться в проблемы.
В частности, накануне посол России в Литве Александр Удальцов рассказал, что Россия уже отказалась от использования портовых мощностей Литвы для транзита грузов — доля российских грузов в общем обороте Клайпедского порта не превышает 7-8% и имеет тенденцию к снижению. За балтийскими республиками пока остается только перегрузка минеральных удобрений и леса. По словам Удальцова, одним из наиболее проблемных вопросов железнодорожного сообщения является отсутствие гармонизации тарифов на перевозку грузов.
Смазали рельсы
В начале октября литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai подписала договор об условиях реализации и финансирования проекта Rail Baltica, завершив растянувшийся на несколько лет процесс сбора подписей всех девяти участников проекта. При этом Литва считает этот проект экономически невыгодным, однако была вынуждена подписать договор под угрозой прекращения финансирования со стороны Евросоюза.
Железнодорожную магистраль Rail Baltica, которая составляет часть стратегического транспортного коридора общеевропейского значения Северное море — Балтика, планируется завершить к 2024 году. Она должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее — с помощью парома — с Финляндией.
Протяженность трассы в Эстонии приблизительно 300 километров, в Литве — 360 километров, в Латвии — немногим более 300 километров. Окончание строительства магистрали ожидается не ранее 2022 года.
Проект оценивается в 4,8 миллиарда евро, большая часть которых выделена из фондов ЕС.