РИГА, 8 окт – Sputnik. Европейское исполнительное агентство по инновациям и сетям (INEA) немедленно начнет пересмотр проекта Rail Baltica, так как Литва затягивает утверждение модели его финансирования и реализации.
Как сообщила агентству ЛЕТА пресс-секретарь совместного предприятия стран Балтии по реализации проекта АО RB Rail Илзе Расса, генеральный директорат ЕС по вопросам транспорта и мобильности известил RB Rail о том, что, по мнению Еврокомиссии, не выполняется предпосылка для получения второй части софинансирования на реализацию проекта.
Литве невыгодно
Руководитель контролируемой государством Lietuvos gelezinkeliai Стасис Дайлидка заявил, что компании невыгодно подписывать договор о конкурсных закупках для Rail Baltica, потому что он обяжет предприятие отвечать за ошибки совместного предприятия RB Rail. Дайлидка уверяет, что подпишет договор, если сделать это его уполномочит правление компании, однако он сделает все и предупредит, что договор невыгоден железнодорожникам.
По словам Дайлидки, стоимость проекта в Литве может достигнуть примерно 2,8 млрд евро, из них 450 млн евро или 15% должна будет софинансировать Lietuvos gelezinkeliai (если 85% средств выделит Евросоюз).
Еврокомиссия недовольна
Генеральный директорат сообщил, что INEA немедленно начнет оценку прогресса по проекту, в рамках которой будут рассматриваться возможности отсрочки, уменьшения, возврата или прекращения финансирования. INEA также поручено приостановить переговоры с Литвой о получении финансирования в рамках второго этапа реализации проекта. В понедельник, 10 октября, руководство RB Rail обсудит с представителями INEA начатую процедуру.
Латвия встревожена
Действия Литвы могут поставить под угрозу весь проект, заявил агентству ЛЕТА министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.
Аугулис подчеркнул, что правила игры одинаковы для всех. Латвия и Эстония свою работу сделали, а Литва тянет с решением, тем самым потенциально ставя под угрозу весь проект. По его словам, Литва не справляется со своими внутренними процедурами, вероятно, связано с предвыборным периодом.
Аугулис отметил, что Министерство сообщения встревожено развитием событий и будет следить за тем, как проходят переговоры RB Rail с ответственными структурами ЕС.
Проект железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая соединит Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин, является крупнейшим инфраструктурным проектом стран Балтии. Общие затраты по нему в настоящее время оцениваются в 5 млрд евро.