РИГА, 30 сен — Sputnik. Соглашение о финансировании проекта железнодорожной трассы Rail Baltica и выполнении условий договора достигнуто, и сегодня договор будет подписан во всех трех столицах стран Балтии.
Об этом сообщила сегодня на заседании парламентской комиссии по европейским делам председатель правления совместного предприятия RB Rail Байба Рубеса.
"Возможно, кажется, что сегодня драматическая дата, но мне бы хотелось эту драматичность снять", — сказала Рубеса, подчеркнув, что соглашение достигнуто и сегодня ведется техническая работа, чтобы представители девяти учреждений в странах Балтии могли физически подписать договор.
Достижение соглашения было трудным процессом, признана она, учитывая разницу законодательства и юридических процессов. Но это проблема не только балтийских государств, она существует во всех международных проектах ЕС.
В начале сентября в Брюсселе на заседании совета совместного предприятия RB Rail представители стран Балтии договорились о модели закупок и распределении сфер ответственности. Все закупки будут поделены на три группы – те, которые организует только совместное предприятие, совместные закупки, которые осуществляет совместное предприятие, и закупки, которые будут проводить национальные ответственные организации под усиленным контролем совместного предприятия.
Ранее председатель комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Михаэль Крамер заявил, что балтийские государства могут потерять выделенные им средства, если не придут к соглашению по поводу Rail Baltica.
Дорога раздора
Проект Rail Baltica был предварительно одобрен в 2011 году. В прошлом году Еврокомиссия выделила 106 млн евро на работы по проекту Rail Baltica в Литве, а в этом году — еще почти 191 млн евро.
Кроме того, накануне подписания договора в Литве возник конфликт между железнодорожной компанией Lietuvos gelezinkeliai и министерством транспорта: представляющая Литву в Rail Baltica компания RB statyba, которая принадлежит Литовским железным дорогам, не принадлежит министерству, как соответствующие компании Латвии и Эстонии, из-за чего не может, по закону, участвовать в конкурсах Rail Baltica.
В Латвии же представители Салацгривской краевой думы, Министерства сообщения и Министерства окружающей среды и регионального развития не смогли достичь компромисса по вопросу того, где именно по территории края должна пройти Rail Baltica: через охраняемую природную территорию или сельскохозяйственные земли. Премьер-министр Марис Кучинскис предложил представителям Министерства сообщения отправиться в Брюссель и попытаться получить разрешение Европейской комиссии на строительство железнодорожной магистрали в охраняемой зоне.