Пока латвийские СМИ бодро перепечатывают друг у друга, на мой взгляд, излишне оптимистичное сообщение информационного агентства LETA о том, что, дескать, президент Татарстана Рустам Минниханов обещал загрузить латвийские порты транзитом, хочу поговорить о честности и кругозоре.
Лакированная действительность
Вообще, просмотрев сегодняшние новости по визиту Минниханова, я был неприятно поражен отсутствием информации о довольно важных для нашего региона новостях, связанных с визитом главы Татарстана.
Где вся эта информация в латвийской прессе? Одни бодрые заверения, дескать, "Татарстан латвийские порты не бросит!" Ради сравнения посмотрите, что писала об этом визите и об этих переговорах татарская сторона. Портал tatarstan.ru, новости за 5 и 6 октября. Одиннадцать сообщений! Обещаний не бросить латвийские порты вы здесь не найдете, зато увидите массу других новостей, не замеченных латвийской стороной. Как это называется? Лакированием действительности? Заменой реального желаемым?
На той пресс-конференции, которую цитируют латвийские СМИ, Минниханов очень четко ответил на прямо поставленный вопрос о том, означает ли его визит, что латвийские порты будут снова загружены и с российским планом по постепенному отказу от услуг иностранных портов можно не считаться?
"Политические вопросы решаются на федеральном уровне, а предприниматели сигнализируют о выгоде экономического сотрудничества. Затем и приехали, чтобы улучшать отношения и сотрудничать на региональном уровне. Наши (татарские – ред.) фирмы уже используют латвийские порты, довольны этим сотрудничеством и бросать его не хотят", — сказал Минниханов.
Вот сами скажите — что в этой цитате главное? Оптимистичное заверение, что Татарстан не бросит латвийские порты или все-таки признание авторитета российской федеральной власти? Говоря предельно откровенно, гарантировал Минниханов будущее латвийским портам или нет?
Развитие портов: уроки Литвы
Ситуация с портами в Латвии сложилась действительно трагическая. Наши порты слишком хороши для маленькой страны с большими международными политическими амбициями. Они прекрасно модернизированы, имеют хорошую логистику, привлекательный для основного потребителя сервис, и т.д.
Латвия ищет другие страны, желающие переваливать грузы через наши порты.
Но проблема одна – все другие страны (Китай, Казахстан), чтобы загрузить латвийские порты, должны провезти товары через российскую железную дорогу.
Внимание, вопрос! Если Россия развивает свои порты, порты какой страны она постарается загрузить в первую очередь, имея такой инструмент влияния, как железнодорожные подъездные пути? Как использовать такой инструмент? А очень просто!
Вот, к примеру, что сделала "братская" Литва с грузопотоком, идущим с нефтеперерабатывающего Мажейкяйского завода в Вентспилсский порт? Разобрала часть железнодорожных путей Мажейкяй-Реньге. И теперь загружает свой порт — Клайпеду. Хотя Клайпеда и дальше от завода, чем Вентспилс, и сначала была гораздо менее мощным портом. Для завода потери, для Литвы развитие собственного порта и прибавка к бюджету. Аналогия ясна?
Вопреки действиям МИД
В нашей Латвии, слава богу, демократия. Народ сам может выбирать политиков и политические приоритеты. Что важнее? Собственный кошелек или статус международного трибуна, который ситуацию изменить не в состоянии, но кричит довольно громко? Просто не забудьте об этом, когда пойдете на следующие выборы.