РИГА, 24 сен – Sputnik, Алексей Стефанов. Мемориальная доска на здании Латышского театра, всю труппу которого репрессировали в 1937 году, мемориал "Катынь", где захоронены тысячи казненных сотрудниками НКВД людей, посадка дуба на Аллее мира — второй день празднования 100-летия Смоленской региональной общественной организации "Латышское землячество "Сакнес" ("Корни")" довольно сильно отличался от первого.
В память об актерах
Утро началось с возложения цветов у мемориальной доски на здании кинотеатра "Смена", в котором до 1937 года располагался Латышский колхозный театр. О том, что он был именно латышским и здесь находилась сцена, где ставились спектакли русских и латышских драматургов, сегодня уже ничего не говорит — в фойе расположены современные кассы, пахнет попкорном, а девочки-билетерши отправляют к доске, установленной снаружи свежеоштукатуренного здания.
"В этом доме с 1934 г. по 1937 г. работал Смоленский латышский театр" — написано на ней на латышском и русском языках.
Возле этой памятной таблички мы и замерли в минуте молчания. Во время краткой поминальной речи руководителя Латышского землячества "Сакнес" Татьяны Черновой на глаза некоторых членов латвийской делегации, особенно из числа актеров, навернулись слезы, которые никто и не пытался скрывать, к зданию легли красные гвоздики…
"Еще недавно этот кинотеатр был детским, и в архитектуре угадывалось, что он был латышским театром – на потолке имелись лепные узоры в форме латышской броши – сакты. Но после реконструкции кинотеатр не только перестал быть детским, хотя обещали, что он сохранит это направление, но пропала вся лепнина. Чудом удалось вернуть на место даже мемориальную доску – землячество приложило к этому максимум усилий", — рассказала Татьяна Чернова.
Из театра по этапу
В начале 30-х годов прошлого века на Смоленщине насчитывалось 23 латышских колхоза, многие из которых были названы на родном языке и, что примечательно, совершенно нейтрально: "Арайс" ("Пахарь"), "Дарба виениба" ("Трудовое единство"), "Цериба" ("Надежда"), "Страуме" ("Поток"), "Узвара" ("Победа"). Некоторые, конечно, имели идеологическую окраску — "Коммунару циня" ("Борьба коммунаров"), "Сарканайс стрелниекс" ("Красный стрелок"), "Сарканайс варонис" ("Красный герой"), но все равно назывались по-латышски. В каждом колхозе обязательно имелся колхозный клуб, на сцене которого ставились спектакли латышских авторов.
Власти Смоленска, зная любовь к порядку, аккуратность и врожденную интеллигентность латышей приняли решение о создании единого Латышского колхозного театра и выделили под него здание в центре Смоленска.
После этого была набрана постоянная труппа и у актеров началась "взрослая жизнь". Спектакли ставились уже на двух языках, и, помимо выступлений на родной сцене, труппа постоянно гастролировала вначале только по латышским колхозам, а потом и по всей области. Причем актеры в обязательном порядке после спектакля приглашали зрителей к обсуждению только что увиденного произведения.
В августе 1934 года латыши Смоленщины отличились еще больше — Латышский колхозный театр совместно с Областным бюро бывших латышских стрелков начал сбор средств на постройку самолета "Латышский стрелок" и собрал нужную сумму меньше чем за год.
Торжественная передача летательного аппарата городу состоялась 18 июня 1935 года на гражданском аэродроме.
Ничего не предвещало беды — двадцатилетие Октябрьской революции труппа театра и зрители встретили в отремонтированном здании театра.
Но накануне Нового, 1938 года Латышский колхозный театр был неожиданно закрыт, а всех, кто имел отношение к нему, даже уборщицу, арестовали. Вскоре без суда и следствия почти все были расстреляны…
Одновременно с этим в один-два дня были арестованы, а впоследствии расстреляны тысячи латышей Смоленщины. В конце 1937 года в Западной области (в нее входили, кроме Смоленской, Брянская, Тверская, Калужская области и часть Белоруссии) проживало 18 тысяч латышей. Из них не тронули только несколько сотен. При этом латышские колхозы расформировали, а газеты и школы закрыли.
"Историю нельзя переписать, из нее можно только извлекать уроки", — отметила Татьяна Чернова.
В память о земляках
Латышское землячество "Сакнес" ("Корни") ее председатель Татьяна Чернова называет правопреемником Смоленского латышского общества, хотя потомков тех латышей, чьи предки приехали на Смоленщину в начале ХХ века, осталось совсем немного. Да и входит в землячество не несколько тысяч человек, а только около трех сотен.
Но все-таки никакие сталинские репрессии не смогли окончательно выкорчевать латышские корни со Смоленщины. И не случайно землячество Татьяна Чернова и ее единомышленники при оформлении общины в начале нулевых годов назвали именно "Сакнес".
Символически в дни 100-летия Смоленского латышского общества землячество пустило здесь еще более глубокие корни – все вместе мы высадили на Аллее мира возле Смоленского кремля дуб, считающийся в Латвии национальным деревом.
И если кто-то не успевал взять в руки лопату или кинуть на корни горстку земли, то обязательно старался подержаться за веточки латышского дуба, которому суждено расти на русской земле.
Там, где стонет земля
Самым тяжелым испытанием в дни 100-летия Смоленского латышского общества для членов латвийской делегации, посла Латвии в России Астры Курме и латышей Смоленщины стала поездка в мемориальный комплекс "Катынь", расположенный в 20 км от города. Именно здесь в конце 30-х — начале 40-х годов сотрудники НКВД устраивали массовые расстрелы и сюда свозили уже убитых людей. Здесь в безымянных могилах покоятся и латыши Смоленщины.
Комплекс был открыт в июле 2000 года и стал первым в России памятником жертвам политических репрессий на месте массовых захоронений.
А за пределами мемориала, в Катынском лесу, прозванном "Долиной смерти" находится еще около 200 массовых захоронений. Пока там нет ни мостков, ни дорожек – только установлен памятный камень. Предполагается, что в "российской части" Катыни "лежит" не менее 6 тысяч человек.
"Только недавно ФСБ Смоленской области рассекретила часть расстрельных списков и передала их мемориалу. В них фамилии почти трех тысяч человек, и многие из них латышские", — пояснила нам экскурсовод.
Актеры из Салдуского театра "Друва" и хора "Шалуны" из Дагды привезли с собой красные гвоздики. Часть цветов они положили на польской части мемориала — у алтарного стола с именами убитых солдат и офицеров, а вторую – к десятиметровому православному кресту на российской территории в память об убитых латышах Смоленщины.
А Татьяна Чернова взяла в Катынском лесу землю, чтобы затем привезти в деревню Кашкурино Смоленской области, где еще живет несколько пожилых латышей, потерявших в 1937 году своих близких, но которым в силу возраста уже не добраться до Катыни.
Дети рисуют Латвию
После тяжелого и молчаливого утра мы вернулись в Смоленск и посетили выставку детского рисунка под названием "Сказки Янтарного края" в художественной школе города, приуроченную именно к 100-летию Смоленского латышского общества.
Детям от шести до 15 лет было дано задание нарисовать сцены из латышских сказок, из жизни современной Латвии, и они справились с задачей на отлично.
"Альберт Эйнштейн сказал, что способность изобразить и представить вещи намного важнее тех вещей, которые мы можем просто выучить наизусть. И еще он сказал: если вы хотите, чтобы люди были интеллигентными, давайте им в детстве читать сказки. Мне кажется, вы выполнили оба этих наставления Эйнштейна для того, чтобы вырасти очень умными, интеллигентными и талантливыми. Я вам этого желаю! И никогда не забывайте, что изображение важнее даже всего того, что вы можете выучить наизусть", — сказала на открытии выставки Астра Курме.
Оказывается, в этой Детской художественной школе знают о Латвии не понаслышке. К ним уже дважды на пленэр приезжали дети из латвийского города Дагда, а ученики смоленской школы отправлялись творить к ним.
Среди картин учеников школы были и две работы 12-летней внучки Татьяны Черновой Ульяны, которая принимает активное участие во всех мероприятиях землячества.
Из Латвии с любовью
Завершился день вечером памяти артистов Смоленского латышского театра. Артисты драматического театра "Друва" из Салдуса уже во второй раз на этих юбилейных мероприятиях показали спектакль по произведению Рудольфа Блауманиса "Краткое наставление в любви" и снова на латышском языке. Только, если в первый раз на сцене небольшого театра в местечке Ярцево, где раньше находилось одно из первых поселений на территории Смоленщины, то во второй уже в самом Смоленске, на сцене Дома актера.
А завершил программу юбилея Смоленского латышского общества хор Sovvaļņīki ("Шалуны") из Андрупене Дагдского края, исполнивший фольклорные композиции, собранные в поселениях латышей, также живущих в России, но только в далеких сибирских краях.