РИГА, 18 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Имант Калниньш – один из самых популярных латышских композиторов. Автор музыки к культовым картинам "Вей, ветерок!", "Соната над озером", многим другим художественным и мультипликационным лентам, которые выходили в советские годы.
В 1980-е он стал одним из лидеров Народного фронта и движения Атмоды, присоединился к национальной партии Движение за национальную независимость Латвии – от нее же же дважды попадал в парламент. С тех пор Имант Калниньш изменил свои взгляды на происходящее – как и многие из среды творческой интеллигенции, чей голос в 1980-е и 1990-е был особенно громок.
Нами было очень легко манипулировать
Сегодня Имант Калниньш не боится говорить, что "у Латвии, которая хоть и в Европе, но общего больше с Россией". Однажды он даже купил на интернет-сайте майку с Владимиром Путиным и надписью "Солдат ребенка не обидит". Полиция безопасности хотела было что-то сказать по этому поводу, но упрекать самого Иманта Калниньша в нелояльности к Латвии постеснялась…
- Если бы четверть века назад у вас появилась возможность заглянуть в будущее – на 25 лет вперед, вы все равно бы выступали за отделение от СССР?
— Тогда бы мы задали больше вопросов политикам, которые собирались править новой Латвией о том, какие будут законы, какие они видят перспективы. Конечно, были бы и совсем другие вопросы к самим себе… Если бы я и мои единомышленники, общество в целом узнали тогда, что Латвия в результате политики властей окончательно потеряет независимость, вступив в ЕС и НАТО, то, думаю, мы бы вели себя иначе.
Распад СССР, уверен, невозможно было остановить. Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики – была логичным и оправданным шагом, этого на самом деле хотели очень многие. Но вот потом все пошло, мягко говоря, нелогично. Как могла Латвия выступать за уничтожение независимости, присоединившись к ЕС?! А что касается вступления в НАТО, то в этом случае даже нас, депутатов, никто не спрашивал хотим мы этого или нет.
Хотя верно и то, что в 2003 году многие на референдуме искренне голосовали за вступление в ЕС. Не знали они, что Евросоюз — подсистема, входящая в другую — мировой финансовый капитал, где НАТО — ее служба безопасности. Эти структуры и командуют миром. И политики Латвии, связанные по рукам и ногам, туда обращаются по любому поводу.
- Оглядываясь назад, каким вы помните время распада Союза?
— Тогда было много надежд и тревог. Большинство жителей Латвии верили, что перемены будут к лучшему. А каким был тогда я? Не было опыта, приобретенного за 25 лет жизни в новой Латвии. Не было понимания происходящего, которое пришло потом. Но ни у кого из тех, кто стоял со мной рядом, тогда не было такого опыта.
В событиях, происходивших 25 лет назад, участвовала большая часть общества. Но абсолютное большинство совершенно не имело политического опыта. Конкретно мы, художники-музыканты, действовали эмоционально – от сердца, и совершенно не разбирались в геополитике. Нами было легко манипулировать – тем, кто этот опыт имел, — я имею в виду представителей большой политики Запада.
- Можно ли говорить, что ваши мечты осуществились и надежды оправдались?
— Не оправдались. Я хотел, чтобы Латвия на самом деле была независимым государством. И уж точно не хотел (и даже помыслить такого не мог!), чтобы страна в итоге полностью потеряла свою независимость, вступив в ЕС и НАТО.
В одном открытом письме я сказал примерно следующее: страна без будущего — разве это то, чего мы добивались, когда брались за руки на "Балтийском пути" и строили баррикады в Риге? В итоге нас, как стадо овец, затащили в загон на задворках Европы. А мы хотели быть в мире равными среди равных, сами управлять хозяйством, выстраивать отношения с другими странами, устанавливать ориентиры – в жизни наших людей и в целом общества.
Моя четкая позиция: Латвия могла бы полноценно выстраивать свои политические и экономические отношения с другими странами, если была бы независимым государством, пусть и маленьким, но со своим видением ситуации, чтобы именно ей было выгодно, а не Брюсселю или Вашингтону. И тогда, хочется верить, не случилось бы большей беды: массового оттока населения за границу.
Мы должны думать о выходе из ЕС
— Великобритания выходит из состава ЕС, так может, и Латвии стоит подумать о возврате независимости?
— Латвия – не Великобритания. Мы маленькая страна с небольшими возможностями, но все равно выход из ЕС для нас жизненно важен. Об этом надо думать, стараться как-то идти к этому. Но… Я лично, если честно, не верю в то, что Латвии кто-то позволит выйти из ЕС. Я не вижу тут ресурсов – ни интеллектуальных, ни политических, ни экономических, чтобы даже подготовить концепцию выхода страны из ЕС и приобретения реального суверенитета.
Давление Запада на общественное мнение в Латвии и на конкретных людей в политике (и на конкретные политические партии) так сильно, что надеяться на обретение свободы не приходится… Но все равно – к этому надо стремиться, искать политические и экономические модели.
- Вас уважают в среде латышской интеллигенции. Эти люди разделяют ваше мнение?
— Честно говоря, я теперь не часто общаюсь с теми людьми, с которыми стоял у истоков Атмоды. Моя профессия вообще не обязывает к общению с большим числом людей. Я общаюсь больше дома со своим роялем и с братьями по ремеслу встречаюсь не часто.
Но я регулярно читаю в СМИ разные "открытые письма" представителей латышской интеллигенции по тому или иному вопросу. Скажем, "надо ли здесь строить базы НАТО?". И я вижу, что наши бедные интеллигенты ставят подписи "за" это, и еще много за что… Поэтому сомневаюсь, что эти люди в чем-то вообще ориентируются, а тем более – в глобальной политике. Я не верю, что наша интеллигенция способна подключиться к политическому процессу, направленному на обретение Латвией реального суверенитета.
В то же время, я не сомневаюсь, что многие из людей, стоявших со мной рядом в 1980-е и 1990-е годы, разделяют мое нынешнее мнение. Только публично они почему-то не высказываются.