РИГА, 16 авг — Sputnik, Елена Кириллова. Уже второй год с легкой руки рижского мэра Нила Ушакова на острове Луцавсала проходит музыкальный фестиваль Kubana. Несколько лет Kubana гремела на Черном море, но теперь сменила прописку и переехала в Ригу, на берег Даугавы.
В творческом отношении фестиваль ничего не потерял, уверяют его создатели. Чего не скажешь о зрителях, которых в этом году четырехдневный музыкальный марафон явно не досчитался. Но продюсер фестиваля или, как его тут называют, команданте Илья Островский уверяет, что Kubana просто надо дать время и избавиться от ярлыка "русского фестиваля для русских".
О Вахтанге Кикабидзе и трудном возрасте
— Какие-то новые открытия на этом фестивале для вас произошли?
— Угадали ли вы с выбором специального гостя?
— Да, со спецгостем (Вахтанг Кикабидзе, который после августовских событий 2008 года не посещает Россию) угадал, но время и место, мне кажется, не совсем то. Если бы Кикабидзе появился в России на Kubana в 2012 или 2013 году, это, конечно, было бы лучше.
— В одном из интервью вы назвали Kubana постоянно писающимся ребенком. Как теперь можно охарактеризовать фестиваль?
— Вы провоцируете меня на то, чтобы я сказал, что ребенок начал не только писаться, но еще и какаться? Мы сейчас находимся в трудном переходном возрасте. Подростки в переходном возрасте, как правило, ведут себя совершенно непредсказуемо. То же самое происходит с Kubana. Есть два варианта развития событий — Kubana вырастет и окончательно встанет на ноги или в этом состоянии трудного подростка погрязнет на все оставшиеся годы.
— Какие сложности возникали и какие самые приятные моменты?
— В принципе вся Kubana-2016 и была одна большая сложность.
В 2015 году мы просто все, что у нас было, перенесли в Ригу по форс-мажорным обстоятельствам, и нам не приходилось думать и анализировать. Сейчас, в 2016 году, нужно было принимать решение, что для нас Kubana теперь: ориентируюсь ли я теперь на нашу российскую аудиторию; ориентируюсь ли я на местную аудиторию; хочу ли я как-то заигрывать с местной аудиторией; какую я позицию должен занять в политическом вопросе и тому подобное.
Есть какие-то обстоятельства, которые я не могу изменить. Я не могу приманить сюда анапское солнце. Но мы остаемся самими собой, а понравиться всем — невозможно. Новая любовь к нам появится со временем. Я очень хорошо помню Kubana-2009. Поселок Веселовка и пара-тройка тысяч человек. Сейчас все очень похоже. Это какой-то второй круг.
О том, останется ли Kubana в Риге
Илья Островский не скрывал, что фестиваль переживает не самые лучше времена в финансовом плане. По его словам, в этом году Kubana была зажата определенными финансовыми обстоятельствами и тот размах, который был свойственен Kubana в 2012 и 2013 годах, позволить себе фестиваль пока не может. Именно этим фактором и был продиктован уровень и диапазон артистов.
В какой-то момент пресс-конференции Илья Островский не выдержал и сам обратился с вопросом к залу: "Простите, а журналисты из Латвии и Риги есть у нас в зале? Почему вы не задаете вопросы? Этих-то я всех знаю!"
Этот вопрос Островский переадресовал рижскому самоуправлению: "На галерке вижу представителя Рижской думы. Вопрос больше к нему, чем ко мне. В этом году есть жалобы на громкий звук? В десять раз меньше? Мы сделали звук в десять раз тише".
Напомним, в прошлом году в первую же первую ночь фестиваля полиция получила от жителей Риги 60 жалоб на шум. В этом году сцены развернули под другим углом и обещали менее мощный звук – чтобы не мешать местным жителям спать.
О попытках разгадать тайну латвийской души
От латвийской прессы прозвучал вопрос и о том, что же делать с катастрофически низкой посещаемостью фестиваля.
"От лица российской общественности спрошу, а что делать с погодой? Погода просто катастрофическая!" — воскликнул Островский.
И тут же посерьезнел. "Те, кто приезжает из России, — люди, которые могут позволить такие дорогостоящие поездки из любви к фестивалю. По поводу местной аудитории — это больше вопрос к вам. Я пока не разгадал тайну латвийской души".
Продюсер признался, что не знает, что влияет на решение человека, живущего через мост, пойти на фестиваль, билет на который стоит 14,99 евро.
"Есть у меня на этот счет противоречивые наблюдения, связанные, скажем так, с национальным характером. К нам изначально прикрепили ярлык, что это русский фестиваль для русских. Хочу это официально опровергнуть — фестиваль Kubana не является фестивалем для русских. Мы никогда не хотели быть фестивалем для русских. Этот стереотип надо отбросить", — заявил Островский.
— Не рассматривали фестиваль как своеобразный мост между всеми постсоветскими странами? Ведь тут собралось огромное количество белорусов и украинцев.
— Не думаю, что на территории Латвии кто-то будет одобрять мосты, связывающие постсоветское пространство. Но, с другой стороны, моя идея заключалась именно в этом. Что фестиваль с таким лайнапом будет интересен и русским, и латышам. Но вот пока концепция сработала не до конца. Возможно, в формуле какая-то ошибка.
— Если вы из Латвии, то должны понимать, что пригласить Prāta Vētra в Латвию — это примерно как пригласить Metallica в Россию. Они выступали в 2012 году на Kubana, вполне форматный для нас коллектив. Но первостепенность бренда всегда на первом на месте. Артистический бренд не должен превосходить бренд фестиваля.
Я хочу, чтобы люди ехали на Kubana. Я всегда старался дистанцироваться от артистов, бренд которых превосходит бренд Kubana. В прошлом году попробовал провернуть фокус с Земфирой. В итоге она не выступила, но произошло то, чего я боялся — те, кто любит Земфиру, собирались ехать на нее, а наша аудитория вообще не восприняла артиста.
О том, как плыть против течения
По словам Ильи Островского, он хотел бы пригласить в спецгости Kubana Иосифа Кобзона, но из-за решения латвийского МИД, к сожалению, теперь это сделать не получится, так как Кобзон внесен в черный список.
Оказалось, что сложности и политическая нестабильность регулярно заставляет Илью Островского думать о том, чтобы бросить все и заняться чем-нибудь другим.
"Я думаю об этом несколько раз в день! Не преувеличиваю, реально так. В течение всего года думал об этом. Все, задолбало и этим заниматься больше не хочу", — признался Островский.
Но тут же оговорился: "Все-таки надо понимать — восемь лет жизни. Это половина моей профессиональной сознательной жизни. Просто так взять и бросить у меня не получается".
По его словам, это такая зависимость от Kubana.
"Когда плыть против течения достало, объявили прощальную Kubana. Месяца на два меня хватило, а потом окольными путями добрался до Риги. Можно еще раз подумать бросить, но результат предсказуем", — уверен Илья.
— Кого из артистов было труднее всего заманить? И почему нет Шнура — любимого исполнителя мэра Риги?
— Группировка "Ленинград" выступала на фестивале три раза как "Ленинград" и два раза как группа "Рубль". Нужно же какое-то разнообразие? Потенциально мы можем позвать любого артиста. Но в этом году пошли по пути умеренного фанатизма и звали таких артистов, которые нам объективно по силам. Мы можем сейчас привезти Red Hot Chili Peppers и увидеть здесь в десять раз больше людей.
Но этого не достаточно. Вот если придет вся Рига с хромыми, больными, пожилыми и нищими, тогда, может быть, это будет обосновано. Но из одного артиста фестиваль не получится, нужно еще десять или даже 50. Вот когда Kubana в Риге приживется настолько, что это будет венгерским Sziget, когда сюда приедут люди из других стран, разрастется инфраструктура, тогда все будет возможно.
"А Kubana начинает все заново. Дайте нам время и все будет. Мы и погоду наладим", — многообещающе заявил в заключение Илья Островский.
Четырехдневный фестиваль Kubana завершился в воскресенье вечером концертом группы Garbage. Помимо них на сцену фестиваля выходили артисты из России, США, Латвии, Украины, Германии и Грузии. В списке участников такие известные группы и исполнители, как Guano Apes, The Subways, Maxim (The Prodigy), NOFX, "Тараканы!", "Воплi Вiдоплясова", Дельфин, "Кирпичи", Нейромонах Феофан, Ноггано и многие другие.
Присутствие выдающихся представителей советской культуры — визитная карточка фестиваля. В разные годы гостями Kubana были, например, такие звезды, как Лев Лещенко и Валерий Леонтьев. А специальным гостем в этом году стал Вахтанг Кикабидзе.