С 11 по 14 августа в Риге, на Луцавсале уже второй год подряд пройдет музыкальный фестиваль "Кубана". В этом году главными звездами масштабного мероприятия станут группы NoFX, Garbage, Guano Apes, "Вопли Видоплясова", Дельфин и другие. Специальный гость фестиваля — Вахтанг Кикабидзе. В преддверии открытия корреспондент Sputnik Инга Берзиня встретилась с генеральным продюсером фестиваля Ильей Островским.
Он как раз готовился к вечеринке по случаю открытия фестиваля Kubana New Year, где сам был заявлен в качестве ди-джея. Островский дал Sputnik интервью, пока на его голове создавали совершенно шедевральный ирокез. Процесс создания, кстати, отображен нами документально. Илья тщательно и скрупулезно объяснил мастеру, как именно нужно делать пряди и как должен выглядеть конечный продукт, и только после этого начал отвечать на вопросы.
- В прошлом году фестиваль прошел в Латвии с большими убытками. И вот вы снова здесь, и мы снова в ожидании "Кубаны". Почему так?
— Фестиваль в прошлом году был действительно убыточен – это официальная информация. И мы его переносили в совершенно форс-мажорных обстоятельствах, так что было бы даже странным, если бы произошло как-то по-другому. В этом году мы работаем в более спокойном режиме. В этом есть определенные плюсы и минусы. Потому что если в прошлом году какие-то организационные накладки можно было списать на эти самые форс-мажорные обстоятельства, с которыми мы столкнулись, то в этом году уже ничего никуда не спишешь, и наши требования к самим себе, и, очевидно, что и требования гостей фестиваля к нам будут намного выше.
В Латвии же мы оказались потому, что, по сути дела, фестиваль "Кубана" был запрещен в России. И, на сегодняшний день, в этом смысле ничего не изменилось. Никто в России не может дать мне гарантий того, что даже если я и вернусь и совершенно официально пройду все необходимые процедуры для проведения мероприятий, фестиваль в последний момент не отменят. А на такие риски во второй раз я совершенно не готов идти.
- В России все же фестиваль был успешен. Не думали ли вы, что дело в выборе страны, конкретно – Латвии? И все ли вас устраивает в площадке, на которой он происходит?
— В этом смысле нам грех на что-то жаловаться. Потому что с одной стороны площадка, при содействии Рижской думы полностью подготовлена к проведению такого рода мероприятий. С другой стороны, та же самая Рижская дума оказывает нам всяческую организационную поддержку и многие вопросы, которые мы с огромным трудом решали в России, здесь решаются легко и гораздо быстрее. Так что в этом смысле жаловаться нам не на что.
Что же касается страны, правильно ли она выбрана, так могу сказать, что у нас на сегодня не так много вариантов, и не так много стран на карте, в которых может проходить фестиваль "Кубана". Пока что наш выбор пал на Латвию, и конкретно на Ригу, и он нас устраивает.
- Литву и Эстонию не рассматривали?
— Ну, с Литвой и Эстонией не было коммуникации. От них не было предложений, а мы работаем от предложения и от конкретной заинтересованности местных властей, или каких-либо еще структур. Теоретически это, наверное, было бы возможным, если бы у принимающей стороны была заинтересованность в этом.
- А закрыть проект думали в связи с убытками? Надеетесь ли вы на прибыль, или это имиджевый проект?
— Закрыть проект — это уже самый последний и самый крайний вариант. Фестиваль "Кубана" не первый год несет убытки. И впервые это случилось в связи с украинскими событиями в 2014 году еще в Краснодарском крае. Поэтому убытки – в любом случае временное явление. Если бы все бизнесмены после первых же своих убытков закрывали бизнес, наверное, мы бы сейчас не видели огромного количества транснациональных корпораций, которые зарабатывают миллионы или даже миллиарды.
Конечно мне, как бизнесмену, важна прибыль, я не являюсь каким-то альтруистом и не собираюсь все время только тратить на проект. Но сейчас речь идет о сохранении бренда, о сохранении нашей аудитории, и да, это сегодня требует каких-то дополнительных инвестиций.
- В Риге публика довольно избалована летними музыкальными фестивалями. Есть и те, что проходят из года в год и завоевали популярность. К примеру, международный фестиваль Pozitivus. Такая конкуренция вас заботит или вам все равно?
— Про Pozitivus я не только знаю, я там был последние два года подряд. И все же, этот фестиваль направлен на немного другой музыкальный сегмент, и на другую аудиторию с одной стороны. С другой – в Москве, например, проходят десятки фестивалей в день, и каждый из них как-то существует и находит для себя финансовую модель и возможность для существования. Поэтому если в целом в Латвии существует десяток-другой фестивалей – это не слишком большая проблема. Главное – завоевать любовь зрителя.
- В прошлом году самым главным нареканием латвийской публики была цена на билеты, а также то, что билеты нельзя было купить на один день, только пакетом. Для России это нормальная ситуация, люди знают, на что они едут, и едут на все дни. Для Латвии – это дорого. Удалось ли решить эту проблему?
— Эта проблема решена самым оптимальным способом – билеты на фестиваль в этом году стоят настолько дешево, что дешевле только бесплатно. На день открытия фестиваля билет стоил 14,99 евро. При том, что в этот день выступает пять зарубежных хедлайнеров. Мне кажется, дешевле уже сложновато придумать.
То есть билет на один день купить можно. Более того, можно отдельно купить билет на хедлайнера каждого дня. Палаточный же лагерь продается отдельно.
Но если честно, то я думаю что проблема с публикой не в этом. Думаю, что местные жители вообще очень недоверчиво смотрят на все новое, а Кубана для них — это все равно еще нечто новое. И они, прежде чем потратить неважно сколько, 2, 3 или 30 евро, хотят 10 раз перепроверить: а грамотная ли с их стороны была совершена инвестиция, или все же бессмысленная? Думаю, что это и есть главная причина.
- Вы заинтересованы в местной, латвийской публике или основной расчет все же на Россию?
— Конечно, заинтересован. Потому что, ввиду самых разных объективных сложностей, россиянам попасть на "Кубану" в Латвию довольно-таки сложно. И я далек от идеи, что из России к нам начнут приезжать, как это бывало в хорошие годы — по 100-200 тысяч человек. Мы должны смотреть на местную аудиторию.
- Публика также жаловалась на то, что хедлайнеры были жидковаты, и их было мало. А как в целом происходит подбор хедлайнеров?
— Интересно кто прописывает, "большой" ли тот или иной хедлайнер или "маленький"… Элементарная арифметика говорит о том, что при такой ценовой категории на билеты большее количество хедлайнеров существовать не может физически.
- Ну вот Дельфин у вас второй год подряд же участвует…
— Пятый год подряд.
— У меня есть внутреннее понимание того, что есть "Кубана", а что не "Кубана", и я этим своим внутренним ресурсом, внутренней интуицией пытаюсь пользоваться. Хотя могу сказать определенно точно, что я мог бы найти соус, под которым на сцене "Кубаны" мог бы выступить любой артист, живущий на планете Земля, ну разве что, может, кроме совсем экзотических и экстремальных вариантов. Главное – это найти повод.
- То есть внутреннее понимание есть. А трендовый исполнитель или нет – это не к "Кубане"…
— Нет. У нас в любом случае всегда был солнечный и позитивный микс живой музыки и электроники, и немножко хип-хопа. Есть артисты, которые в эту атмосферу вписываются идеально – их достаточно много. Есть артисты, которые в эту историю не вписываются – и они в лайнапе "Кубаны" не появляются.
- Каким образом вы подбираете ваши "фишечки" — специальных гостей? В прошлом году это был Лев Лещенко. В этом – Вахтанг Кикабидзе.
— Это достаточно старая история. Какое-то время лет назад я попал на выступление Михаила Боярского в московском клубе "Икра". Он тогда любил выступать по московским ночным клубам. И я был очень впечатлен тем, что более тысячи молодых людей хором поют все песни Боярского, а он тем временем на сцене размахивает импровизированной шпагой.
Один, без музыкантов, он ухитрялся держать вроде бы нецелевую аудиторию в течение довольно-таки длительного времени. И я подумал, как же это будет круто, если Боярский появится на "Кубане", на сцене рок-фестиваля. И буквально на следующий год, в 2011-м, мы позвали Боярского. У него был фантастический успех, все хором распевали его песни, устраивали какие-то посвященные ему флешмобы, и я понял, что эту традицию обязательно нужно продолжить. После этого у нас выступали Юрий Антонов, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, а в этом году мы ждем Вахтанга Константиновича Кикабидзе.
- Почему именно он?
— Идея с Кикабидзе пришла мне в голову, когда я ехал из Краснодарского края: с "Кубаны" на Казантип, в Грузию. У меня тогда был вариант перенесения Кубаны в Грузию. И я решил, что если вдруг перенесу "Кубану" в Грузию, то спецгостем совершенно точно должен быть Кикабидзе. Сам Бог велел.
Так что в этом году для меня была уникальная возможность получить Кикабидзе на "Кубану" в принципе, потому что он, как известно, с 2008 года не ездит в Россию. И когда мы думали о спецгостях этого года, я сразу вспомнил про него и подумал, что у него наверняка нет никаких нареканий по поводу Латвии, и он сможет здесь спокойно выступить. И я его пригласил.
- И он сразу согласился?
— Как видите.
- Кстати, а почему Грузию не рассматривали как площадку для "Кубаны"?
— Ну, мы ищем какие-то реалистичные варианты проведения фестиваля. С точки зрения логистики и с точки зрения документального оборота Грузия, к сожалению, проигрывает Риге. Да и добраться туда россиянам крайне сложно.
- Как бы вы сами охарактеризовали фестиваль "Кубана" — для кого он?
— Конечно, это фестиваль для всех. Но костяк нашей аудитории – это работающая молодежь 25-30 лет, которая интересуется не только музыкой в чистом виде, но и тусовками, новыми знакомствами, интересным фестивальным общением.
- Будут ли в этом году какие-то нововведения, мероприятия, мастер-классы помимо музыкальной составляющей?
— С одной стороны, может, это и хорошо, но, может, и плохо, что я сейчас не работаю напрямую над внутренней наполненностью фестиваля. У меня работает огромная команда, которая всем этим занята. И если я раньше знал все от и до мельчайших мелочей, то сейчас я многого не знаю и, подозреваю, что в первый день для меня самого будет много сюрпризов. Но совершенно точно можно сказать, что на фестивале будет много интересного – и досуговые, и игровые, и спортивные активности.
- Будете смотреть как зритель первый день?
— Маловероятно, что мне это удастся, но попробую.
- Какие вы сами фестивали любите и какие могли бы отметить?
— Два фестиваля бы отметил: венгерский фестиваль Sziget, который проходит в Будапеште, по похожей на "Кубану" схеме — также на острове, расположенном, правда, на реке Дунай. Это такое городское мультиформатное мероприятие. И один из, наверное, самых атмосферных и прикольных фестивалей в США под названием Coachella (трехдневный музыкальный фестиваль в штате Калифорния – ред.).
- Какие-то фишки перенимаете от них, или "Кубана" уже сложившийся фестиваль?
— Ну, я регулярно ворую какие-то фишки из других фестивалей, и совершенно не стесняюсь этого делать, хотя, конечно, гораздо важнее придумывать что-то свое.
Знаете, большинство нашей публики едет не на каких-то конкретных артистов, а именно на фестиваль "Кубана". Они знают, что это будут встречи со старыми друзьями, новые знакомства, куча эмоций, радость общения и особенная атмосфера свободы и музыки. И совершенно без разницы, где это будет происходить — в Краснодарском крае или в Риге. И это основное.
Полная программа фестиваля и информация — на сайте.