В праздничные выходные в честь Международного женского дня в России и Белоруссии выходит в прокат документальный фильм "Brainstorm: между берегами" (Prāta Vētra: Starp Krastiem). Жители Латвии смогли увидеть его еще осенью. Лидер группы Ренарс Кауперс в интервью Национальной службе новостей рассказал, сколько архивов пришлось отсмотреть для ленты, кто удивил из участников отбора на Евровидение и почему различается содержание одной и той же песни на трех языках.
— Ренарс, скажите, были ли кадры, которые вы очень хотели включить в фильм, но по тем или иным причинам сделать это не получилось?
— Конечно, таких кадров очень много, ведь наш архив — это почти 80 часов! Все это включить в один фильм просто невозможно, да и не нужно. Мне кажется, люди, которые работали над этой картиной, выбрали материал очень правильно, очень тонко выстроили моменты, которые нужно было осветить.
Я впервые увидел фильм только на премьере в Риге, и он превзошел все мои ожидания. В картине есть три основные сюжетные линии: история записи нашего альбома 7 Steps of Fresh Air, история нашей группы и история Латвии. Мне кажется, все эти составляющие сплелись очень красивой лентой.
— Почему в фильм вы решили включить сюжетную линию об истории Латвии?
— Дело в том, что история Brainstorm началась практически одновременно с историей новой Латвии. Параллель между государством, которое рождается заново, и только что появившейся музыкальной группой, оказалась очень интересной. К тому же, мы — патриотически настроенные ребята.
— А вам лично нравится документальное кино?
— Скажу честно, я, в принципе, не самый преданный кинозритель и смотрю фильмы не так часто, но жанр документального кино мне нравится в последнее время все больше и больше. Такие картины показывают нам событие, или человека, или музыкальную группу, очень глубоко и серьезно. Режиссер приглашает нас в своеобразное путешествие, во время которого мы можем узнать что-то новое.
Дело в том, что современный мир становится очень фрагментированным. Социальные сети и интернет дают нам много информации, но большая ее часть весьма поверхностна, не более, чем громкий заголовок. А для того, чтобы вникнуть в какую-то тему, время находится далеко не всегда. Сила документального кино заключается в том, что оно собирает отдельные фрагменты в большую, целостную картину.
— А если бы о Brainstorm снимали не документальный, а художественный фильм, как вы думаете, в каком жанре получилась бы картина?
— Я даже не думаю, а знаю, что это будет музыкальная комедия, к которой наш барабанщик Каспарс уже даже написал сценарий. Фильм будет называться "Невероятные приключения митавчан". Дело в том, что город, где мы все родились, раньше назывался Митава, а митавчане – его жители.
Это рассказ об очень необычных, смешных и изобретательных ребятах. Правда, действие фильма разворачивается не в 21-м и даже не в двадцатом веке, а, скажем, в 18-м. Эти ребята живут в своем Митаве и создают всякие невероятные вещи. Это действительно хорошая история.
Мы даже уже взялись за то, чтобы снимать фильм по этому сценарию, но возникли финансовые проблемы, и реализацию этого проекта мы решили временно отложить. Но, я уверен, мы должны довести его до конца!
— Недавно в сети появился сериал "Винил" о рок-индустрии Америки 70-х годов. Вы его видели?
— Мы всей группой посмотрели первую серию, остальных я пока не видел. Мне понравилось, что в этом сериале реальные факты сходятся с авторским подходом. История рок-музыки, шоу-бизнеса – это всегда интересно. Здесь очень откровенно показано то, что происходит за кулисами: борьба за славу, за группы, за контракты.
Недаром эта индустрия называется шоу-бизнес: есть шоу, которое видят зрители, а есть бизнес, скрытый от посторонних глаз, опять же, есть всякие соблазны. Вот в "Виниле" все это очень хорошо показано. Особенно интересно то, что одним из авторов сериала является Мик Джаггер. Ты сразу веришь ему, потому что он сам все это прожил.
— Барабанщик Brainstorm Каспарс Рога был в составе жюри, которое отбирало музыкантов, которые в этом году представят Латвию на Евровидении.
— Каспарс не просто находится в составе жюри, а является его председателем. Мне кажется, они сделали очень хорошую работу. Могу сказать, что все музыканты, которые попробовали здесь свои силы, — молодцы. Мы очень активно обсуждали конкурсантов, перспективы каждого из них в интернациональной перспективе.
— Были ли среди конкурсантов какие-нибудь особенные, необычные музыканты, отличавшиеся от своих конкурентов?
В итоге, благодаря такому разнообразию артистов шоу получилось очень красочным. В конце концов победил музыкант Юстс Сирмайс. У него хорошая песня. Ее, кстати, написала Амината, певица, которая от Латвии выступала на Евровидении в прошлом году, и очень успешно.
— Недавно вы записали новую песню сразу на трех языках: русском, английском и латышском. На русском она называется "Пропуск". Сложно ли было сделать такую адаптацию?
— На самом деле версии отличаются друг от друга, это не дословный перевод. Например, на латышском эта композиция называется Ziemu apēst ("Зиму съесть"), на русском – "Пропуск", а на английском – Little Raindrops ("Маленькие капли дождя"), и в этом варианте там речи о зиме вообще нет, наоборот, там практически летнее настроение.
И потом, такие эксперименты для нас уже стали привычными. Скажем, песни "Ветер" и "Выходные" тоже существуют в трех версиях, и все они тоже разные.
— Есть какая-то песня на русском языке, которую вы хотели бы перевести на латышский и исполнить?
— Знаете, первое, что приходит на ум, — это песня Николая Носкова "А на меньшее я не согласен". Я однажды увидел концертное видео с исполнением этой композиции… Оно было настолько эмоциональным, что у меня на глаза навернулись слезы… Мне очень нравится эта песня… Правда, не знаю, возможно ли ее перевести, сохранив все эмоции.