РИГА, 29 июл — Sputnik. Правда ли Ригой правит прокремлевская группировка, насколько дальновидно решение МОК о присутствии российской сборной на Олимпиаде в Рио и как сохранить "латышскость" — в обзоре национальной прессы.
Вернуть Ригу в Латвию
Рита Эва Нашениеце, близкий к "Национальному объединению" журналист, бывшая глава бюро спикера Сейма Инары Мурниеце, в Latvijas avīze рассуждает о том, как уже выгнать из Рижской думы прокремлевского Нила Ушакова и не допустить "скорбного исхода" — переизбрания его и его "политического супруга" Андриса Америкса.
Глядя в безнадежно голубые глаза представителей латышских политических партий, Нашениеце понимает, что они не желают сделать единственный шаг, который вернул бы Ригу Латвии, — создать единый и открытый предвыборный список. Такой, что объединил бы партии, которые не хотят коррумпированного и разжигающего вражду руководства столицы. И главное – в списке в основном должны быть беспартийные активисты, представители местных общественных организаций. Сектантство латышских партий для выборов в Риге не годится!
Нашениеце напоминает, что Рига – это столица именно Латвии, а вовсе не Тамбовской губернии. У нее лично против Тамбова с его волками нет ничего против, просто это другое государство.
Группировка, которая правит Ригой, давно уже переросла границы одной партии, пишет журналист. Это, по существу, имперская платформа, обросшая друзьями из "русского мира", сетью доходного бизнеса и запустившая щупальца в СМИ, в том числе и общественные.
И ей противостоят маленькие сектантские группировки, которые представляют в Думе раздробленную латышскую оппозицию, не мотивирующую избирателя.
Нашениеце не имеет ничего против партий как таковых. Они – форма политической самоорганизации. Церковные хоры – также форма самоорганизации, однако этот формат не годится для Праздника песни. Также и формат мелких партий не подходит для выборов в Риге, говорит автор, настаивая на широком народном беспартийном представительстве.
Конечно, создание такого списка подвергнется атакам. Однако непартийных кандидатов бить не так легко, как уже запятнавших себя партийцев.
Важным фактором Нашениеце называет то, примкнет ли к объединенной платформе "Союз зеленых и крестьян". Если нет, это может свидетельствовать о договоренности с "Согласием".
Завершает свой опус Нашениеце красивой аллегорией. Якобы пару недель назад она своими глазами наблюдала, как на Большом кладбище в Риге три рижанки, надев маски и комбинезоны и вооружившись садовыми ножницами, уничтожили 100 квадратных метров ядовитого борщевика.
Хотя до этого месяцами обращались в различные службы, а борщевик этого не знал, распускался и цвел. А эти женщины сами уничтожили ядовитое растение. Причем в то время, когда оно уже отцвело, но еще, к счастью, не дало семян.
"У нас не будет другого времени", — заключает Нашениеце. И остается только надеяться, что это не призыв к насилию.
Россия на Олимпиаде? Лишь бы не было войны
Публицист Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta avīze рассуждает о том, что в мире спорта идут такие же боевые действия, как на настоящей войне и правильно ли в такой ситуации было разрешать олимпийской сборной России участвовать в Олимпиаде.
Большинство спортивных обозревателей, в том числе российских, были удивлены воскресным решением МОК не запрещать российской сборной участие в Олимпиаде, хотя такое решение ожидалось, пишет автор. Россия может праздновать своего рода победу. Однако допинговый скандал – только один этап в общей цепочке событий, к которым приводит чрезмерная коммерциализация спорта.
На международном уровне спорт стал более безвредной заменой войне, в которой каждый спортсмен или команда представляют свою страну. Самые волнующие моменты состязаний – когда при награждении спортсмены не могут сдержать слез во время исполнения гимна их страны, делают все разговоры о разделении спорта от политики очередной пустой болтовней, которая стала визитной карточкой нашей цивилизации.
Автор рассуждает, что в этой ситуации решение МОК допустить Россию к Олимпиаде было соломоновым.
Российский президент – один из тех государственных лидеров, которые спорт воспринимают чрезвычайно политизированно, и санкции, направленные против российского спорта может воспринять как личную обиду. По мнению обозревателя, реакция на нее может быть полностью непрогнозируемой и, к сожалению, неадекватной.
Так как спорт в наше время является заменителем настоящей войны, то исключение какой-то большой страны из этих безвредных "игр в войну" может вызвать у этой страны соблазн спортивную борьбу перенести на настоящее поле боя. С этой точки зрения МОК, разрешив России участвовать в Олимпийских играх, возможно, приняло дальновидное решение.
Запад опять подружится с Россией
Газета Diena публикует интервью с народным поэтом Янисом Петерсом. Он рассуждает о том, обречена ли Россия на авторитаризм, что такое латышскость и говорит об огромной роли латышских стрелков в истории СССР.
Поэт, как и положено бывшему послу, выражается дипломатично и ищет обтекаемые фразы. Что, впрочем, по его собственному мнению, не мешает некоторым называть его своего рода еретиком.
В частности, журналист поинтересовался – не мешает ли богатый опыт и груз прожитых лет поэта объективно оценивать происходящее сегодня. Как говорится, тогда и "трава была зеленее".
На месте нынешнего Музея оккупации в советское время был Музей латышских красных стрелков. И поэта часто туда приглашали – он был автором слов знаменитой песни о красных латышских стрелках. Автором музыки был католик Ромуалдс Ермакс. Дома у него был орган и все эти католические вещи. По словам Петерса, он часто думает об этой связи. И считает, что в литовской компартии существовал орден иезуитов. Многие партийные секретари были убежденными католиками, что и позволило взять им эту советскую власть в свои руки.
"Вы были послом Латвии в РФ, — отмечает журналист, — распространено мнение, что в этой стране ничего другого быть не может — что она исторически приговорена к той или иной форме автократии".
Вопрос напомнил поэту слова Солженицына о Путине: "не знаю про внутреннюю политику, но за внешнюю я спокоен". Это означает, что Солженицын, диссидент и антикоммунист, все-таки демократом не был.
"Но что там происходит? Действительно ли так велика эта страна, что управлять ей трудно? Не знаю. Но я не думаю, что Россия обречена быть авторитарной. Не будь агрессии на Украине, Запад бы принял ее такой, какая она есть. В действительности ведь приняли, дружили, разве нет? И у меня большие подозрения, что скоро будут дружить снова", — говорит народный поэт.
"Что же такое латышскость, которую непременно надо сохранить?" – не удержался журналист.
Композитор, смеясь, признался, что в советское время он написал столько песен про эту латышскость, "что некоторые из них теперь не годятся".
По убеждению Яниса Петерса, самая-самая латышскость – в Празднике песни. Даже в советское время его основа была латышской – да, были две песни на русском, одна песня, посвященная Ленину. Но все остальное оставалось латышским. Так и теперь. По признанию поэта, когда он слушает песни Янова вечера, он "полностью погружается и плывет" в море латышскости.