РИГА, 1 июл — Sputnik. Кто из жителей столицы заметит появление на карте улицы имени Валентина Пикуля, почему законы, принятые двенадцатым Сеймом, как близнецы-братья похожи на документы, утвержденные Госдумой РФ шестого созыва, и как духовный отец латвийских католиков представляет себе настоящую любовь — в обзоре латышской прессы за минувшую неделю.
Кто все эти люди?
О том, насколько уместна в Риге улица имени Валентина Пикуля, на страницах Latvijas Avīze рассуждает Юрис Лоренц.
Скоро в Риге будет улица имени этого советского писателя. Переименование небольшого участка улицы Бирзес в Рижской думе обосновывают инициативой жителей района Даугавгрива. Однако автору кажется, что намерение таким образом увековечить имя Пикуля скорее проистекает от какого-то политика Думы, большого ценителя творчества великого писателя.
Работы Пикуля как в советское время, так и сейчас оцениваются весьма противоречиво. Даже среди членов политбюро компартии были и его ценители, и критики. Причина – особый интерес писателя к имперскому прошлому России.
В то время, как на бывшей территории СССР до сих пор борются с названиями улиц, мы необычайно толерантны, отмечает Лоренц. Представьте себе ситуацию, когда именем Пикуля решили бы назвать улицу в каком-нибудь украинском городе. Моментально начались бы протесты! Но в Риге до сих пор есть улицы Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя и Московская, хотя в последнее время они исчезли с карт многих украинских городов.
Не так давно в Санкт-Петербурге жители протестовали против того, чтобы вновь построенный мост назывался именем бывшего чеченского президента и союзника Путина Ахмата Кадырова. Формальная причина – у него нет никакой связи с этим городом. Реальность более прозаична – у коренного населения северной столицы бытует неприязнь к выходцам с Кавказа, особенно к чеченцам.
Ни Ригу, ни другие города Латвии ну никак нельзя упрекнуть в войне названий или русофобии. Хотя латыши быстро избавились от улиц Маркса, Энгельса и Ленина. Но даже во времена, когда в Риге правили националы, никому не пришло в голову переименовать, например, улицу Пушкина.
В Риге две улицы носят имена академиков – Мстислава Келдыша и Андрея Сахарова. Редкий прохожий знает, что никто другой на самом деле так не содействовал укреплению военной мощи СССР, а теперь и России, как эти двое.
Первый рассчитывал траекторию полета космических кораблей и баллистических ракет, а второй, позже обратившийся в диссидентство, – главный конструктор советской водородной бомбы.
По мнению журналиста, если кто из деятелей русской культуры и заслуживает, если не названной в свою честь рижской улицы, то хотя бы маленького сквера, то это рижанка, уроженка семьи богатого купца из Московского предместья, скульптор Вера Мухина. Автор скульптуры "Рабочий и колхозница" и дизайна граненого стакана знаменита еще и тем, что в послевоенные годы защитила от сноса рижский памятник Свободы.
Откуда в законах российская суть
В своей колонке в Neatkarīgā Rīta Avīze Марис Краутманис рассуждает, почему законы, которые принимает Сейм так подозрительно похожи на принимаемые российской Думой?
Российская Государственная дума 6 созыва в этом месяце приняла свои последние нормативные акты и завершила работу. За пять лет российские законодатели успели принять более 300 законов, которые что-то запрещали, ограничивали, ликвидировали, закручивали гайки и наступали на горло.
За оправдание терроризма в интернете можно провести в тюрьме до семи лет. Еще более суровые наказания последуют за призывы к массовым беспорядкам и вербовку в запрещенные организации.
Телефонные операторы должны будут полгода хранить все разговоры и короткие сообщения клиентов, один год провайдеры будут сохранять сведения о частной переписке клиентов и открывать работникам ФСО ее содержимое.
Но это Россия, отмечает автор. Большая, президентская, авторитарная. А мы – маленькая, парламентская, в Сатверсме написано — демократическая страна. Нам надо только переводить директивы ЕС и расторопно вводить их в жизнь.
Однако нет такого, что у нас с Россией нет ничего общего. Депутаты латвийского Сейма многому учатся у российских коллег и перенимают их опыт в своей героической работе. В этом году до окончания весенней сессии перед Лиго депутаты работали плодотворно, стараясь принять такие законы, которые позволят вторгаться в частную жизнь, что-то запрещать, затруднять или ограничивать. И хотя буквы – латинские, их дух – кириллический.
Латвия даже превзошла Россию идеей запретить нерожавшим женщинам быть донорами своих яйцеклеток. Очевидно, представители народа считают, что они умнее докторов, которым, казалось бы, следовало бы понимать, у каких женщин яйцеклетки брать можно, у каких нельзя. А самим женщинам вообще надо закрыть рот и слушать, что депутаты за них решат.
В ближайших планах – запретить пиво в двухлитровых пластмассовых бутылках. А дух принятых в апреле "антишпионских" поправок так близок "пакету Яровой", что можно подумать, что эти нормативные акты – родственники, пишет Краутманис.
Как и их российские коллеги, латвийские спецслужбы руками депутатов протолкнули законы, которые разрешают задерживать журналистов, работающих с бумагами, чье содержание может считаться государственной тайной.
Хотя народ уверен в том, что Сейм коррумпирован, коррупция, кажется, не является главной причиной появления подобных законодательных инициатив. Сомнительно, что производителям лимонада пришлось раскошелиться, чтобы осложнить жизнь торговцам энергетиками. Вряд ли лобби стеклянной тары купило депутатов, чтобы те запретили пластиковые двухлитровки.
В Сейме происходит неусыпная борьба с несуществующим противником, в шумных дискуссиях решаются малозначительные или несуществующие проблемы, принимаются законы, которые не работают. Нет в стране проблемы с женщинами, которые массово страдают от донорства яйцеклеток, нельзя, запретив двухлитровые бутылки, уменьшить желание выпить, бум потребления энергетических напитков в школах давно миновал.
Двенадцатый сейм – не худшее, что было у латвийского народа. Однако это скверная тенденция, когда, прикрываясь придуманной общественной необходимостью или угрозами гибридного терроризма, все чаще ущемляют права и свободы индивидуума. Государство раздувается все больше, а человек становится все меньше.
Он даже не может решить – из какой бутылки ему выпить, что делать в своем автомобиле или как распорядиться своими яйцеклетками, что загружать или писать в интернете. Это то же направление, в котором двигаются в России, уверен журналист. Значит, нам по пути?
Тридцать лет без этого
Kas Jauns пишет о главе католической церкви Латвии архиепископе Збигневе Станкевиче. Его часто можно встретить на светских мероприятиях в рясе священника, а вот одетым "в гражданское" — нереально.
"Сутана – это моя идентичность, поэтому без нее из дома не выхожу. Даже в магазин в обычной одежде хожу очень редко. Я уже не стесняюсь того, что я – епископ. Мне нечего скрывать", — признает священник.
Но добавляет, что в магазин ему приходится ходить нечасто. За живущих в курии метрополии это делают ученики духовной семинарии.
Что касается мирской пищи, он признает, что непривередлив — любит все то же, к чему привык в студенческие и советские годы, это, например, скумбрия, жареная картошка, кефир. Мясом особо не увлекается — возможно потому, что в свое время был вегетарианцем. Хватает одного кусочка в обед, чтобы была сила.
В свое время духовный отец католиков серьезно занимался спортом — состоял в латвийской легкоатлетической команде, занимался карате, увлекался подъемом в горы. Сейчас уже не бегает, но с утра делает зарядку.
Смысл целибата – отказ от сексуальности, от отношений с женщиной, но это не означает, что надо отказаться быть мужчиной, что нельзя влюбляться.
Влюбленность – это эмоции, чувства, за которыми не надо бежать, как быку. Но чувства не противоречат целибату. Просто нельзя допускать сексуальных отношений. Существует же такая вещь, как платоническая любовь.
Священником Збигнев Станкевич стал 20 лет назад, 16 июня. Но решение жить такой жизнью и служить Богу он принял еще раньше – 30 лет назад, когда понял, что проповедовать слово Божье — это его жизненный вызов.
"Но 30 лет назад я был нормальным живым человеком", — признает архиепископ.