РИГА, 25 мар — Sputnik. Глава Евангелическо-лютеранской церкви Латвии архиепископ Янис Ванагс уверен, что жители Латвии, напуганные взрывами в Европе, сами примут ислам, чтобы защититься от террористов. Об этом он сообщил в интервью Латвийскому телевидению.
"Если у нас не будет ясной религиозной идентичности в обществе, я думаю, прав будет господин Климович (Роберт Климович — ред.) в том, что люди, которые будут искать истину, наши дети, наша молодежь найдет то, что о себе заявит громче всего, и, возможно, через пятьдесят лет Латвия действительно станет мусульманской страной", — заявил он.
А глава католической церкви Латвии архиепископ Збигнев Станкевич заявил, что у него болит сердце, когда он наблюдает за беззубой политикой Европы по отношению к иммигрантам.
"Сейчас они все приходят и делают все, что им вздумается! Они совершенно открыто игнорируют законы и с этим ничего не делается. Я за то, чтобы были ужесточены законы по отношению к тем нарушителям, у которых еще нет разрешения на пребывание!", — сказал архиепископ журналу Kas jauns.
"Если они совершают какие-то беззакония, их без дискуссий надо отправлять туда, откуда они приехали", — подчеркнул Станкевич.
"Если они переходят нашу границу, их надо проинформировать, что от них, без всяких скидок, требуется соблюдение наших законов, уважение нашей культуры, что они не могут навязывать нам свои порядки. Мы в своем доме, а они — в гостях", — считает он.
Такого же мнения придерживается и пресс-секретарь Исламского культурного центра в Латвии Ахмед Роберт Климович: напомним, еще полгода назад он заявлял, что через пятьдесят лет Латвия станет исламской страной.
Подобные прогнозы кажутся фантастическими: в 2012 году, согласно докладу Министерства юстиции, в Латвии проживало 340 мусульман, это примерно в десять раз меньше, чем общины пятидесятников или адвентистов седьмого дня. Что же до лютеран, католиков и православных, представителей трех основных христианских конфессий Латвии, то их насчитывается больше полутора миллионов, это три четверти населения страны.
В отличие от соседней Литвы, где липки (литовские татары) исповедуют ислам еще с XIV века и смогли сохранить три старинные деревянные мечети и сравнительно новую каменную мечеть в Каунасе, исламское присутствие в Латвии практически незаметно, и даже единственная мечеть на всю страну, кирпичное здание на улице Бривибас, со стороны выглядит как обычный дом.
Впрочем, бывший глава Исламского культурного центра, Имран Олег Петров, недавно подал повод для беспокойства всем, кто опасается исламизации страны. Единственный мусульманин Латвии, получивший богословское образование в Саудовской Аравии, Петров девять месяцев назад исчез вместе с женой, а недавно опубликовал на Youtube видео, восхваляющее теракт в редакции Charlie Hebdo. Предположительно, Петров сейчас находится в Сирии или Иране и воюет на стороне ИГ. Полиция безопасности Латвии возбудила против него уголовное дело за незаконное участие в зарубежном военном конфликте.
Уже упомянутый Ахмед Роберт Климович подтвердил, что ИГ вело активную вербовку в Латвии и смогло привлечь на свою сторону, кроме Петрова, еще четверых членов Латвийского исламского культурного центра и одного мусульманина, не входившего в общину.
Климович считает, что в Латвии сильны исламофобские настроения и приводит в пример прошлогодний праздник Курбан-байрам, когда мусульмане, не уместившиеся в исламском культурном центре, вышли помолиться в закрытый внутренний двор: жители дома вызвали полицию, та разогнала верующих и оштрафовала культурный центр.
Сейчас Сейм рассматривает законопроект, который может запретить ношение одежды, закрывающей лицо, в том числе — никаба. Латвийское объединение регионов уже высказалось в поддержку запрета, партия "От сердца Латвии" ждет реакции избирателей. До 26 марта минюст приглашает жителей Латвии участвовать в обсуждении законопроекта.
Двери христианских храмов открыты
"Латвия — христианское государство, но и европейское, и светское, — замечает официальный представитель Армянской Апостольской церкви в странах Балтии иерей Тер-Хосров Степанян. — И часто светские ценности отрицают ценности христианские. Сегодня европейцы отдаляются от церкви. Конечно, любой священник воспринимает это болезненно, и всем сердцем желает чтоб люди вернулись в лоно церкви".
"Сегодня Европа дает приют беженцам из мусульманских стран, — напоминает священник. — Многие их них несут в сердце свою веру. А в душах европейцев пламя веры далеко не так сильно, как в душах беженцев. Сегодня мусульмане гости, но их дети, рожденные в Европе, будут уже гражданами Европы, но при этом мусульманами. Если говорить именно о Латвии, я не думаю, что есть реальная вероятность ее исламизации. Но исключать эту опасность для христианства нельзя".
"На фоне серьезного отношения беженцев к своей душе, проблемы христианства все отчетливее, — полагает представитель Армянской Апостольской церкви. — Конечно, это заботит любого хорошего христианина. Но что здесь можно сделать? Двери христианских храмов открыты. Священники, в чьи обязанности входит говорить с прихожанами о Боге, открыты к диалогу. Но люди должны понять — если душа просит Бога, лучше сходить в храм и принять помощь священника, чем искать Бога в одиночку. Чтобы сохранить свою европейскую и христианскую идентичность — не достаточно просто креститься и забыть о существовании церкви. Душе надо больше".
Любые радикалы опасны
"Высказывание Ванагса явное преувеличение, — считает доктор политических наук Андрей Бердников. — Латвии не грозит через полвека стать исламским государством. Проблемы с радикальным исламизмом в Европе есть, и Европа будет их решать. Нельзя сказать, что поводов для беспокойства нет. Ислам сегодня растет быстрее других религий. И исламские террористы убивающие мирное население (в том числе исламское) — серьезная угроза европейской безопасности. Я полагаю, что правильное ее решение — это сдержанная иммиграционная политика".
Сегодня, ситуация становится все хуже и хуже, но она не кризисная, полагает Бердников. "Я склоне видеть другую опасность: усиление ультраправых (националистических) европейских сил, — предупреждает политолог. — -Может случиться отказ от великих завоеваний демократии. Например, сворачивание шенгенской зоны. Или распад Евросоюза. Вам нравится свободно ездить по Европе? Вот и мне тоже".
Дело не в исламе, а в том, кто использует эту религию, убежден Бердников.
"Ислам сам по себе не угроза, — предупреждает доктор политических наук. — угроза — это исламские радикалы. Уберите из этой формулы ислам — угроза останется. Европейские правые радикалы и террористы — это такая же угроза европейским ценностям, как и исламские террористы смертники. Да, техника причинения зла невинным другая. Но чем фашистский погром лучше взрыва в аэропорту? И там и там страдают невинные, мирные граждане, издевательства и смерть которых только средства для запугивания остальных».
"Еще не известно, кто более виноват в радикальной исламизации европейских граждан, — ставит вопрос Бердников. — пасторы и муллы или чиновники, создающие гетто, где 40% процентов населения — безработные. Когда человеку нечем заняться, житель гетто легко попадает под влияние маргинальных идей".
Исламизация невозможна ни через 50, ни через 100 лет
Николай Топорнин, доцент кафедры европейского права МГИМО, считает, что страхи перед исламом в Латвии сильно преувеличены.
"Я думаю, это невозможно ни через 50, ни через 100 лет. Страхи перед терактами не могут возобладать над убеждениями людей. Убеждения человека намного более устойчивая, чем просто угрозы и в том числе угрозы терроризма", — говорит он.
В некоторых странах, в Латвии, например, как и в соседних Эстонии, Литве вообще не идет речи об исламизации государства, уверен эксперт, эти страны сейчас отказываются даже принимать беженцев, причем речь идет всего о восьми сотнях человек.
"Давайте будем откровенными — 800 человек, наверняка особым образом отобранные, женщины и дети, а не какие-то воинствующие исламисты, никоим образом не смогут оказать существенного влияния на отношение к темам вероисповедания", — сказал Топорнин.
Другое дело, добавил он, и Папа Римский, и Патриарх Кирилл говорили об угрозе со стороны воинствующего фундаментализма, радикального ислама по отношению к христианству.
"Вот об этом сегодня нужно говорить и бить в набат, потому что эти угрозы не эфемерные, а вполне реальные. Воинствующий фундаментализм объявил христианству войну. Это мы видим в терактах. А то, что через 50 лет люди откажутся от традиционного вероисповедания, я думаю, все-таки фантастическая картина, не имеющая под собой никакой аргументации", — сказал Топорнин.