РИГА, 22 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. 21 апреля Сейм во втором, окончательном чтении принял т.н. поправки "о гибридной войне" к Уголовному закону. В нем появились такие нормы, как наказание "за публичные призывы к деятельности, направленной против независимости, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти или государственного устройства".
Депутат Сейма от фракции "Согласие" Юлия Степаненко, голосовавшая против поправок, рассказала Sputnik о своей позиции.
"Честно говоря, у меня ощущение, что дорожным катком прошлись по ценностям нашего государства — здравому смыслу и свободе слова", — эмоционально высказалась она.
"Тот закон, что действует сейчас, точнее будет действовать еще два дня, до того, как вступят в силу новые поправки, — это старая редакция, написанная в неспокойное время, в 1993 году. За плечами был опыт отвоёванной народом на баррикадах независимости и заново отстроенного государства, которое важно было сохранить", — говорит депутат.
Не говорить и не думать против власти
На мой взгляд, старая, продуманная редакция охраняла покой жителей и уверенность в завтрашнем дне.
Если представить, что государство разговаривает с народом языком закона, то старый закон вселял уверенность и спокойствие, так как в основном предусматривал наказание за различные насильственные призывы дестабилизировать ситуацию.
А нынешняя редакция звучит как послание государства гражданам: "Даже не смейте сомневаться в решениях власти! И тем более не вздумайте говорить и даже думать ничего против власти! Иначе как минимум суд, а возможно, и тюрьма!" — делает вывод депутат.
"Мне совершенно не нравится новая редакция закона, — говорит Степаненко. — Не нравится категоричностью наказания, широкими трактовками".
"Конечно, статьи этого закона немного улучшены в сравнении с тем, что предлагалось на голосование 3 марта, но и сейчас они, с точки зрения юриста, ужасны. Я предлагала свои поправки и голосовала против новой редакции".
Сроки большие, статьи неясные
"Опасность нового закона в том, что сроки большие, а статьи неясные.
Посадить по этому закону кого-нибудь в тюрьму — совсем не просто, зато возбудить уголовное дело — проще простого. Ведь от произвола спецслужб нас будут спасать только устные гарантии авторов законопроекта.
Особенно это касается публикаций в публичном пространстве, даже таком, как социальная сеть. Даже комментарий к новости может стать подсудным делом с большим уголовным сроком. Очень опасно теперь передавать информацию зарубежным СМИ. Даже такой комментарий, какой я даю вам", — полагает Степаненко.
Шпионы в правительстве
"Новые поправки могут затронуть около половины жителей нашего государства. Не только депутаты Сейма, члены правительства, но и предприниматели и работники самоуправлений регулярно встречаются с представителями иностранных государств, и любой обмен информацией может быть при желании трактован с точки зрения нового закона", — считает Степаненко.
"Самая чувствительная статья этого закона — шпионаж, которая предусматривает также ответственность за сбор конфиденциальной информации. Под них могут "полечь" не только шпионы, но и законопослушные жители, отстаивающие свои права в суде и собирающие информацию в качестве доказательств", — полагает она.
"Самая расплывчатая и широко трактуемая статья: "Помощь зарубежному государству, направленная против независимости Латвии, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти и устройства или государственной безопасности, может быть наказана лишением свободы на срок до пяти лет, принудительными работами или штрафом с надзором до трех лет", — говорит депутат.
"Общаясь с зарубежными представителями, мы даже не можем представить, какое из наших действий или предоставленная информация может быть использовано потом кем-то против Латвии, — размышляет Степаненко. — Cкажем, критика на российском интернет-форуме латвийских законов об образовании. Теоретически подпадает под статью. Был обычный комментатор — стал преступником. А как быть публичным персонам? Даже критика этого закона, особенно критика в зарубежных СМИ, теоретически опасна".
История вопроса
Президент Раймондс Вейонис накануне увещевал разошедшиеся ветви власти: они поступили неправильно, закрыв на полгода трансляцию телеканала "Россия РТР" и отказав в регистрации порталу Sputnik Латвия.
Президент прибегнул к последнему аргументу: "Латвия — не тоталитарная страна и не Россия, где, если что-то не нравится, это сразу отключается".
Однако еще в начале февраля МИД Латвии объяснил, что в стране политику в отношении массмедиа курируют не только министерство культуры, но и Полиция безопасности. А она считает, что на российские СМИ законы, защищающие свободу массмедиа, не распространяются.
Министр образования Карлис Шадурскис предлагает принять законы, которые позволят лучше следить за нелояльными к Латвии педагогами и школами. Следить за школами, в представлении министра образования, должна в том числе Полиция безопасности. Поскольку в школах много "нелояльных к Латвии учителей, цель которых — свержение нашего государства".
Полиция безопасности уже открыла охоту на сетевых блогеров, развлекающихся подачей петиций галактического масштаба. Началось все c "дела Максима Коптелова", автора петиции за включение Латвии в состав России ради "громадных перспектив развития". Под шуточной петицией подписались более семи тысяч человек, а суд приговорил Коптелова к реальным шести месяцам тюремного заключения.
14 апреля Полиция безопасности Латвии возбудила еще одно уголовное дело в отношении автора петиции о присоединении Латвии к США, блогера Дениса Бартецкого и провела обыск в его доме.
Бартецкий составил петицию в ответ на "глупый и абсурдный приговор Максиму Коптелову": "Если человеку за шутку дают полгода, то я решил довести ситуацию до абсурда и предложил присоединить Латвию к США. Наша система рассматривает эту петицию как угрозу государственному строю и независимости Латвии. Потому против меня возбуждено уголовное дело по 82-й статье в части 1 — публичный призыв к ликвидации независимости ЛР. Ту же статью вменили Максиму Коптелову".
Призыв подписаться за включение Латвии в состав Соединенных Штатов появился на портале avaaz.org в феврале, вместе с предложением о присоединении республики к Галактической империи.