РИГА, 27 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. В неофициальный музей Валентина Пикуля в Риге — в многоэтажку на улице Весетас, 8 — каждую неделю приходят гости, чаще всего из России. Здесь писатель жил и работал до самой смерти.
Гостей встречают Антонина Пикуль с дочерью Мариной. Сейчас сюда приходит уже меньше народа, чем в 1990-е. А при его жизни в квартире вообще регулярно отключали звонок: он не умолкал и несложно догадать, как мешал Валентину Саввичу работать.
"Постоянно приходили моряки, солдаты, ветераны, "рядовые читатели" — иногда аж с Сахалина, — вспоминает Антонина Ильинична. — Муж их сажал вот на эту длинную скамейку около стены с книгами — и общался со всеми сразу".
"Гости были почти каждый вечер, поэтому в домашнем халатике я по комнатам не ходила… — говорит она. — В холодильнике всегда был торт, на столе какие-то угощения — для гостей. В редкие дни, когда никого не было, Валентин из кабинета выбегал на кухню только чай горячий пить. А ел он раз в сутки (иначе "на сытый желудок много не наработаешь") — ближе к утру, перед тем, как спать пойти. Он по ночам любил работать".
Стол в чернилах
"В первой квартире на Тербатас, когда приходили гости, работать было невозможно: в одной комнате — спальня, вторая — забита книгами, не помещавшимися на полках и поэтому лежавшими стопками на полу. Над ними возвышался стол, за которым Валентин и работал", — рассказывает Антонина Ильинична.
Стол Валентин Саввич привез в Ригу из Ленинграда, когда обменял однокомнатную квартиру на "двушку" в балтийском городе. А во вторую квартиру на Весетас, на четвертый этаж, стол поднимали краном, потом затаскивали через балкон, — он не проходил ни в одну дверь.
Супруга предложила было поменять стол на новый, но Пикуль ответил: "За другим, наверное, ничего не напишу; сколько раз за этим столом я объяснялся в любви, поднимался на эшафот, сколько эмоций в нем!".
Этот стол сохранился даже холодной зимой во время блокады Ленинграда, когда, казалось бы, все на дрова ломали.
Стол весь в чернилах: Пикуль часто писал металлическим пером. Хотя, когда надо было что-то очень быстро записать, Валентин Саввич вслепую печатал с совершенно немыслимой скоростью на машинке. Она сейчас тоже ценный экспонат! На этой машинке были напечатаны "Три возраста Окини-сан", "Каждому свое", "Честь имею", "Ступай и не греши", "Барбаросса"…
И справочник по гинекологии пригодится
В комнатах собраны огромные досье — в картотечных ящичках, словно в библиотеках, куда Пикуль был записан. Чаще всего он ходил в библиотеку Дома офицеров (теперь — Дом латышского общества на Меркеля, 13) — за книгами по военной истории. Там он и познакомился с директором библиотеки — Антониной Ильиничной, которая позже стала его третьей женой.
Но и у самого Пикуля библиотека собрана уникальная. Только на Весетас несколько тысяч книг (полки от пола до потолка, стен не видно ни в одной комнате!) и еще столько же на даче в Вецаки. Школьники, когда приходят в музей, шутят: вот как было без интернета!
"Муж собирал библиотеку, чтобы, не выходя из квартиры, найти ответ почти на любой вопрос. Очень много справочников — не только исторических, даже по гинекологии. Однажды я такой увидела на столе и, мягко говоря, удивилась. А муж ответил: "Должен же я знать, как делают кесарево сечение, если буду упоминать его в книге", — рассказывает, улыбаясь, Антонина Ильинична.
Она, к слову, сама издала 7 книг в России — мемуары Пикуля, философские записки.
Антонина Ильинична — крестная трех кораблей, названых "Валентин Пикуль". Один из них, сухогруз, несколько лет назад заходил в Ригу. Другой, тральщик, сейчас в Новороссийске, а третий, сторожевик, на Каспии…
В Риге немало и других мест, связанных с Пикулем. Недалеко от дома Матвеевский рынок, куда писатель ходил "фруктаж закупать". Напротив гостиницы "Рига" в Старом городе — книжный магазин, на втором этаже которого в советские годы было издательство "Лиесма", выпустившее книги "Богатство", "Реквием каравану PQ-17", "Фаворит", а на латышском языке — "Битва железных канцлеров", "Пером и шпагой". Некоторые энтузиасты-краеведы разработали маршрут "по пикулевским местам". И в конечном итоге все приходят к дому на Тербатас…
Правда, когда в 2014 году открывали памятную табличку на доме 93/95 на улице Тербатас, где Пикуль жил с 1962-го по 1978-й, от минкульта ЛР на церемонию не явился никто. Только один депутат мэрии Риги Руслан Панкратов помогал — по личной инициативе: и заказывал табличку, и укреплял ее, и участвовал в организации торжества — вместе с послом РФ Александром Вешняковым.