РИГА, 23 апр — Sputnik, Андрей Солопенко. Многочисленные авторитетные международные организации постоянно указывают Латвии на важность сохранения образования на языках нацменьшинств и даже выражают "глубокую озабоченность" попытками государства полностью свернуть его. Но, к сожалению, Латвия их не замечает и даже игнорирует, что может сыграть злую шутку с репутацией страны.
Лучше учиться на родном языке
В 2003 году комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес по итогам своего визита в Латвию рекомендовал обеспечить государственную защиту и поддержку средним школам, обучение в которых ведется на языках меньшинств. Правда, Латвия не послушалась его и начала еще сильнее продавливать реформу образования, по которой 60% учебных предметов с 1 сентября 2004 года стали преподаваться на латышском языке. На что уже другой комиссар СЕ Томас Хаммарберг, приехавший в Латвию в 2007 году, прямо заявил, что реформу осуществили без реального диалога с теми, кого касался этот вопрос.
В 2008 году уже Консультативный комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств выразил сожаление по поводу вступления в силу этой реформы, несмотря на сильные возражения со стороны нацменьшинств. Подобные мнения высказывали и Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН, Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью, Европейская комиссия и многие другие, мнения которых Латвия не приняла во внимание, а, наоборот, взяла курс на тотальную латышизацию средних школ.
Естественно, такая позиция не могла найти понимание у международных организаций, и в 2018 году трое специальных докладчиков ООН — по делам меньшинств, по праву на образование и по свободе мнений и их выражения выразили "серьезную озабоченность" новым проектом изменений к закону об образовании. Как они указали в своем общем докладе, подобные поправки возымеют негативное действие на защиту и поощрение прав меньшинств в Латвии, а также "являются ненужными и несоразмерными ограничениями на право на свободу выражения мнений".
Обеспокоенность очередной образовательной реформой в Латвии выразила и комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович, указав, что "нельзя добиваться этого в ущерб правам носителей других языков". В то же время уже в нынешнем году Форум по вопросам меньшинств ООН конкретно объявил, что "всем государствам, международным организациям, неправительственным организациям, гражданскому обществу и другим субъектам, занимающимся правами меньшинств, следует прилагать усилия для повышения информированности о преимуществах образования на родном языке и его преподавания, а также о преимуществах многоязычия".
Дурной пример заразителен
Как отмечает правозащитник, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев, практика рекомендаций странам по поводу того, что им нужно изменить в своем законодательстве, дабы приблизить его к международным стандартам, является распространенным явлением, и Латвия часто упоминается в подобных докладах. По его словам, о возможных нарушениях прав человека Латвией говорил Комитет по правам человека ООН, а Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН недвусмысленно заявлял о недопустимости подобных действий в стране.
"Комитет по правам человека ООН дважды выражал свое глубокое неудовольствие тем, что делается в нашей стране с правами нацменьшинств, и отмечал, что это не соответствует статье 26 "о недопущении дискриминации" и статье 27, гарантирующей нацменьшинствам право общаться на родном языке, Пакту о гражданских и политических правах. А Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН заявил, что происходящая латышизация школ и детских садов является расовой дискриминацией, и указал, что его необходимо отменить. Этот комитет взял Латвию на контроль и начал задавать ей вопросы", – указал Владимир Бузаев.
Правда, как заметил правозащитник, правительство пытается уйти от заданных ему вопросов и даже решается на сокрытие писем из ООН от заинтересованных сторон. По его словам, так кабинет министров скрыл переписку с Комитетом по ликвидации расовой дискриминации от Конституционного суда, несмотря на то, что она имеет прямое отношение к обсуждаемой в КС проблеме, связанной с детскими садами.
"Радует, что полностью скрыть ее не удалось. Я ее нашел, и она теперь приобщена к делу, которое будет рассматриваться в мае. Так что суд знает, что об этом думают в ООН, но узнал он об этом от меня, хотя письмо было адресовано премьер-министру Кришьянису Кариньшу", – отметил правозащитник.
Кроме этого, Латвия еще и постоянно тянет сроки ответов. Например, Комитет по правам человека ООН отправил четыре письма по поводу образования на родном языке и требовал от Латвии в течение года отчитаться. Однако Латвия ответила через три года, да и сам текст письма не содержал никаких ответов по существу. И, как с сожалением заметил Бузаев, такое позволяют себе многие страны.
"Впереди планеты всей находятся США, несмотря на то, что штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке. Но они не ратифицировали факультативный протокол к Пакту, и граждане США не имеют права жаловаться на свою страну в Комитет по правам человека ООН", – заявил Бузаев, дав понять, какой политике следует Латвия.
Методы давления
Это не значит, что у ООН нет механизмов, чтобы способствовать соблюдению прав человека.
"Если они нарушаются очень грубо, с применением насилия, то естественно у ООН есть механизмы, вплоть до ввода специальных миротворческих сил. Но Латвия до такого еще не дошла, а по существу на письма ей ответить нечего, вот она и старается "заболтать" проблему, приводя аргументы и кучу информации, которые не имеют отношения к делу. Ведь если она решит выполнить рекомендации, то ей нужно будет полностью пересмотреть всю свою политику в отношении нацменьшинств", – указал Бузаев.
Правда, как заметил правозащитник, решения комитетов ООН по индивидуальным делам являются все же обязательным, как в деле Райхмана по латышизации имен и фамилий, что КПЧ ООН посчитал нарушением статьи 17 Пакта о гражданских и политических правах. И хоть Латвия указала, что не видит нужды в изменении законодательства, но этим она лишь вредит себе.
"Благодаря этому делу в 2014 году рекомендация КПЧ ООН в отношении Латвии была совершенно разгромной. А это явно не способствует международному престижу страны и ее руководства и когда-нибудь точно аукнется", – предположил он.
Владимир Бузаев также отметил, что существует еще механизм Европейского суда по правам человека, решения которого должны исполняться неукоснительно. "Здесь у Латвии отвертеться не получится, притом что упомянутые рекомендации ООН, которые Латвия отказывается соблюдать, мы включили во все наши иски, поданные в ЕСПЧ. Они ждут своего часа, многим жалобам уже присвоен номер, и я надеюсь, что их значительное количество поможет обеспечить быстрое рассмотрение этого вопроса", – подытожил Бузаев.