РИГА, 9 фев - Sputnik, Дмитрий Олейников. В понедельник, 10 февраля, коалиционные партии проведут очередной Совет по сотрудничеству, на котором, по всей видимости, будет поставлена точка в ожесточенных спорах прошлой недели. Несмотря на попытки Новой консервативной партии (НКП), их коллеги по правительству – KPV LV - останутся в правительстве.
С чего все началось?
А ведь попытка товарищей по коалиции выставить из правительства своих "деловых партнеров" была более чем серьезна. Министр юстиции Янис Борданс из НКП обратился к премьер-министру с требованием снять с должности министра экономики Ральфа Немиро из KPV LV.
Глава Минюста обвинил коллегу в том, что он "тратит все деньги не на борьбу с аферой КОЗ (компонент обязательной закупки), а на то, чтобы поставить "своих" людей на нужные должности в Latvenergo. Причем, по его мнению, репутация этих людей – сомнительна.
Под "этими людьми" министр юстиции Янис Борданс подразумевает Павла Ребенка, адвоката, советника министра экономики, и, как говорят в правительственных кругах – человека, который напрямую влияет на решения, принимаемые министром.
Ему прочили пост председателя совета Latvenergo, куда его должен был назначить министр, но против этого решения восстал Эрик Эглитис, госсекретарь Министерства экономики. Бунтующего госсекретаря было решено снять с должности. Тот возмутился и пригрозил обращением в прокуратуру и в суд. Министр Борданс его поддержал, как мог, но – не помогло.
На время дисциплинарного дела о возможных нарушениях, допущенных в надзоре за КОЗ, Эрик Эглитис был отстранен от должности. По сути, снят с поста.
Министр экономики Ральф Немиро публично прокомментировал заявление своего коллеги из Минюста так: "Я не хочу опускаться до уровня Борданса! Он желает отстранить от должности и министра внутренних дел. Возможно, сделать государство полицейским. Думаю, что в этом случае интерес у Консервативной партии, а точнее, лично Борданса, очень простой — перенять МВД. Он оскверняет нас и защищает своего друга и бывшего коллегу Эрика Эглитиса, с которым он работал в Microsoft. Это его личные интересы".
Обмен любезностями
В лучших политических традициях страны противостояние министров сопровождалось активной войной компроматов в СМИ.
Из интересного: министру внутренних дел Сандису Гиргенсу припомнили то, что он желает попасть на должность президента ЛФФ - Латвийской футбольной федерации (это заявил теперь уже бывший депутат от партии KPV LV Артус Кайминьш). Он объяснил возможный интерес министра к этому виду спорта: "В ЛФФ важную роль играет строительство, тендеры, что, по-моему, и является причиной большого желания этой должности". Также, заявил Кайминьш, Гунтис Индриксонс, бывший президент Федерации футбола, "является для Гиргенса как бы ментором".
В принципе, можно предположить, что именно за эти свои слова Кайминьш поплатился, причем довольно быстро. против него в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции было начато уголовное дело.
Прошлое дело, в котором фигурировал Кайминьш, было закрыто всего неделей раньше. Поговаривают, что к "закрытию" дела приложили руку его новые "партнеры" из НКП, а к открытию нового дела – бывшие "коллеги" по KPV LV.
Павел Ребенок, в свою очередь, был упомянут всвязи со скандалом Olainfarm. Он вместе с юристом Мартиньшем Криекисом, как стало известно из публикаций в СМИ, возможно, были наняты, чтобы "за 500 евро в час помочь" Ирине Малыгиной, Нике Савельевой и Сергею Савельеву получить контроль над предприятием.
Но "помощь", по сути, превратилась в рейдерство. Об этом свидетельствуют опубликованные телефонные переговоры.
После того, как Ребенок был избран в совет предприятия, он позвонил Савельеву, что он избран в совет, и им "надо встретиться, обсудить, посмотреть, какие у вас интересы, какие у нас интересы… И все будет хорошо, да?" Та часть переговоров, в которой ясно, в чьих интересах работает Ребенок, пока не опубликована.
В свою очередь, министру юстиции Бордансу припомнили историю, хотя и из 2000 года, но до сих пор не потерявшую свою прелесть.
Тогда некая компания Allied Domecq выиграла право распространять бренд водки "Столичная". В 2002 году российский миллиардер и владелец бренда Юрий Шефлер сообщил о том, что производство "Столичной" перебирается на Latvijas balzams в Риге.
До 2002 года эксклюзивные права на распространение водки принадлежали фирме Mono-M (владелец - Михаил Ульман). Но в августе 2002 года в Латвии открылось представительство крупнейшей по торговле алкоголем международной компании Allied Domecq под названием Allied Domecq Spirits & Wine Latvia, где Янис Борданс стал членом правления.
Борданс "торговал русской водкой" несколько лет, а затем ввязался в сомнительную историю с получением ипотечного кредита на развитие объекта, который так и не был освоен. Но, самое главное, он не указывал свои должности в декларациях, которые заполнял, когда занимал государственные должности.
Для министра юстиции, который провозглашает себя борцом за идею "бескомпромиссной власти права", это как-то слишком.
Кто и что сказал
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш пытался, сколько можно, держаться в стороне от конфликта, грозя пальчиком его участникам. Однако, вынужден был признать, что назначение в совет Latvenergo "политически приближенных лиц" - неприемлемо.
"Члены совета Latvenergo должны избираться исключительно в порядке конкурса, неприемлемо продвижение политически приближенных лиц на эти должности. Следует также отметить, что претендент должен соответствовать всем указанным в нормативных актах требованиям, действующим в отношении стратегически важного государственного предприятия", — сообщили представители бюро Кариньша.
Примерно в то же время, когда премьер делал свое заявление, из соответствующего ведомства пришла информация о том, что Ребенок не получит доступа к гостайне, и, значит, занять пост главы совета Latvenrgo не сможет.
Президент Латвии Эгилс Левитс заявлял, что "правительство не заинтересовано в распаде, потому что в этом случае кто-то всегда остается в проигрыше".
Партнеры по коалиции делали различные заявления, начиная от того, что "в кризисе правительства никто не заинтересован" (Нацобъединение), до "подобные дискуссии придадут некоторую динамику правительству" - эдакий троллинг от "Нового Единства".
Оппозиция парламента, конечно, делала все возможное, чтобы расшатать правительство, подыгрывая то одной, то другой стороне. Конечно, останься коалиция с 52 голосами в парламенте, это было бы большим подарком для оппозиционных партий.
Но уже к концу недели НКП стремительно снизило степень давления на коллег по коалиции из KPV LV. Происходящее уже называлось не ультиматумом премьеру, как ранее, а просто "обменом мнениями".
В понедельник Коалиционный совет должен окончательно поставить точку в этом вопросе. Хотя, учитывая, что публичные скандалы между министрами от KPV LV и НКП возникают с изрядной периодичностью, можно быть уверенными, что этот – не будет последним.
Есть еще один момент, о котором говорят в кулуарах: министр юстиции Борданс в виде цели своей атаки видел не столько Минэкономики, сколько желание поставить своего друга и партнера Юриса Юраша (депутат Сейма от НКП) во главе Министерства внутренних дел. А вот против такого варианта возражают все коалиционные партнеры без исключения.
По парламенту в виде слухов усиленно циркулирует информация о большом желании Юраша сконцентрировать все свои усилия на борьбе с контрабандой. Перефразируя слова Макиавелли, "если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить".