РИГА, 6 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. Основатель KPV LV Артусс Кайминьш решил покинуть созданную им партию, что ставит под вопрос его собственное политическое будущее.
Правда, эксперты считают, что этого политика рано списывать со счетов, и он еще вполне может себя проявить. Чего нельзя сказать о его теперь уже бывшей политической силе, которая находится в глубоком кризисе и не имеет сильных и харизматичных лидеров.
Кратковременный итог популизма
KPV LV пришла в парламент благодаря недовольству многих жителей Латвии правящими политическими силами. Лидер партии Артусс Кайминьш, заявлявший о необходимости вывести на чистую воду коррупционных политиков и изменить сложившуюся политическую систему, умело использовал свою популярность и чаяния народа и заручился поддержкой значительного количества избирателей. В итоге созданная им партия заняла на выборах второе место и получила в 13-м Сейме 16 депутатских мандатов.
После начала работы нового парламента KPV LV пошла на компромисс с оппонентами и согласилась работать в правительстве Кришьяниса Кариньша – члена "Нового Единства", которое Кайминьш яростно критиковал во время своей предвыборной кампании. KPV LV показала, что ее популистские лозунги и обещания ничего не стоят, а лидеры партии ради удовлетворения личных интересов и получения высоких должностей готовы в одночасье радикально изменить свою позицию.
Правда, некоторые избранные по списку KPV LV депутаты голосовали против утверждения кабмина, а Алдис Гобземс даже оказался исключен из фракции. Вскоре в знак протеста фракцию покинули и другие парламентарии, например: один из членов правления KPV LV Линда Лиепиня, а также Карина Спруде и Дидзис Шмитс. Однако основная группа депутатов все же решила работать в правительстве, что негативно сказалось на популярности партии – ныне ее рейтинг составляет меньше 2%, сократившись за год почти в четыре раза.
После избавления от несогласных трения в KPV LV не прекратились, и к концу года в опале оказался уже сам Кайминьш. В январе он и еще один депутат Алдис Блумбергс были исключены из фракции, а на этой неделе основатель партии заявил, что выходит из ее состава.
Возникает вопрос, можно ли говорить о дальнейшей политической карьере Артусса Кайминьша? И что ожидает основанную им партию, ведь с его уходом в ней теперь не осталось ни одного яркого лидера?
Куда депутату податься
Как считает политолог Филипп Раевский утверждать, что политическая карьера Кайминьша закончилась, все же не следует, и он еще может проявить себя. По его мнению, несмотря на падение рейтинга KPV LV, сам Кайминьш остается достаточно популярным и известным, что может помочь ему остаться на плаву.
"Мне кажется, что у него еще есть лояльный ему избиратель. Конечно, то, что он остался без партии, ставит перед ним некоторые сложности, однако, я думаю, как политика его все же не надо списывать со счетов", – заявил он.
Эксперт предполагает, что Кайминьш может попытаться создать новую политическую силу или же вступить в какую-нибудь уже существующую маленькую партию, не пользующуюся популярностью, которую можно возродить.
"Нельзя исключать, что им будет создана какая-нибудь новая партия или же что-то реанимировано. До выборов в Сейм еще почти два года, так что время есть, и все может быть, притом что популистов у нас хватает", – указал Раевский.
Похожего мнения придерживается и другой политолог Оярс Скудра, заявляющий, что до парламентских выборов, намеченных на 2022 год, Кайминьш может быть спокоен. Ведь его голос, как и его коллеги Блумбергса, обеспечивает стабильность правящей коалиции, даже если ее покинет KPV LV.
"В случае ухода KPV LV из правительства, с Кайминьшем и Блумбергсом оно может продолжать работу без привлечения Союза зеленых и крестьян, поэтому с этой точки зрения политическое будущее у него есть", – сказал он.
Заслужить членство
По словам Скудры, за оставшееся до выборов время Кайминьшу следует наработать политический капитал, который поможет ему или создать новую партию, или вступить в какую-то из ныне действующих. Возможно, что такой может стать Новая консервативная партия (НКП), один из лидеров которой Юрис Юрашс после исключения Кайминьша из фракции заявил, что если он проявит интерес вступить в НКП, то его охотно примут. Правда, Скудра это оценил осторожно, указав, что, видимо, в ближайшее время этого не произойдет.
"Я не думаю, что Кайминьш будет с этим спешить. Толку-то особо нет, в новую фракцию он все равно вступить не сможет, так что ему можно и независимым побыть, и более свободно себя чувствовать. Хотя, конечно, совсем я бы это не исключал.
Но все равно, если вопрос вступления в НКП будет стоять сейчас, то ему могут сказать, что он перебежчик, что он сбежал с тонущего корабля. Если же у него будут какие-то политические заслуги как у независимого депутата, то это совсем другое дело", – заявил политолог.
Раевский о возможности вступления Кайминьша в НКП высказался более скептически, заметив, что такой кандидат не особо подходит для данной политической силы.
"Я буду очень удивлен, если его примут в Новую консервативную партию. При всех этих разговорах, я думаю, что, судя по имиджу НКП, она не видит Кайминьша среди своих членов.
Конечно, может быть, люди из НКП смотрят на это по-другому, но, на мой взгляд, такое развитие событий было бы для этой партии не очень логично", – подчеркнул он.
Больше популизма
Говоря же о том, что может ожидать KPV LV без Кайминьша, эксперт отметил, что у партии нет харизматичного лидера и без него ее перспективы очень плохи.
"Они сильно растеряли свой рейтинг, и, чтобы его поднять, нужен очень серьезный импульс и новый лидер.
Конечно, возможно, кто-то из их министров разовьется в нового лидера, например господин Гиргенс. У него есть определенный потенциал, но, судя по рейтингам, его все же мало распознают. Так что ему придется очень хорошо поработать в этом направлении", – отметил Раевский.
В то же время, оценивая шансы Атиса Закатистова вывести партию из кризиса, политолог указал, что он является слишком интеллигентным для того избирателя, на которого нацелено KPV LV.
"Да, он очень хочет быть лидером, но насколько большая у него харизма? Мне кажется, что там серьезная проблема – ему ее еще надо нагулять", – заявил Раевский, указав, что единственная электоральная ниша, где KPV LV может проявить себя, – это популизм.
"Все остальные ниши заняты, а на популистском поле у них есть хоть какой-то опыт", – сказал эксперт, дав понять, что спасение партии заключается в усилении популистской риторики.