10:20 29 Января 2020
Прямой эфир
  • USD1.1005
  • RUB68.9032
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
Роспуск Рижской думы: что дальше (159)
515

Перевыборы в Рижскую думу могут пройти 2 мая, следующий состав столичного самоуправления будет работать пять лет

РИГА, 20 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии принял в первом чтении законопроект "О роспуске Рижской думы". Юридическое бюро Сейма предупредило, что законопроект принят без должного юридического обоснования.

Когда правительственной коалиции необходимо решить важный для себя вопрос – депутаты готовы работать с раннего утра и до позднего вечера, проявляя чудеса производительности. Так, например, за один день в двух чтениях накануне были утверждены "портовые поправки" по Вентспилсскому порту, для чего потребовалось созвать два внеочередных заседания Сейма подряд. А когда вопрос касается интересов рядовых граждан (например, инициатива об отмене налога на недвижимость за единственное жилье), то проект может месяцами лежать в комиссиях.

Это правило подтвердилось и на сей раз. В среду на внеочередном заседании законопроект о роспуске Рижской думы был передан в Комиссию Сейма по бюджету и финансам, а в четверг – в перерывах между основной повесткой дня парламента – его быстренько "пробежали" на комиссии, и передали на первое чтение.

Несколько часов дебатов ничего, по сути, не решили. Депутаты правящей коалиции (но не всей) нажали на кнопки как надо. Исключение составили большинство депутатов фракции KPV LV – они последовательно голосуют против всех инициатив, которыми правительственная коалиция желает утопить коалицию в Рижской думе. Так, 53 депутата проголосовали за, 40 – против.

Оснований нет? И не надо

Еще утром проект начали рассматривать на заседании бюджетной комиссии. Заметим, именно бюджетной, потому что в профильной – по госуправлению и делам самоуправлений – законопроект коалиция рассматривать не пожелала: слишком был велик риск, что депутаты KPV LV вновь проголосуют против и сорвут намеченный план.

Представитель Юридического бюро парламента Эдвинс Дановский перечислил собравшимся, в каких случаях можно распускать думу:

"Во-первых, думу можно обвинять только в тех нарушениях, которые допущены в работе думы нынешнего созыва. Во-вторых, нарушения должны быть повторными, а все остальные способы надзора уже применены и недостаточны. В-третьих, нарушения должны происходить в настоящий момент. То есть они не могут относиться к минувшей ситуации.

Роспуск думы не является способом ее наказания. Так что в случае роспуска думы должна существовать убежденность, что роспуском можно будет прекратить ситуацию, при которой нарушается закон. А если роспуск думы не может предотвратить эту ситуацию, то процедура роспуска не может применяться".

Как сообщил приглашенный на заседание комиссии мэр Риги Олег Буров, "на Рижскую думу не распространяется ни одно (!) из перечисленных условий". Он, кстати, поблагодарил комиссию Сейма за то, что представителям думы позволили высказаться: в министерстве регионального развития и в кабинете министров при рассмотрении законопроекта мнение думы вообще не пожелали выслушать.

Масла в огонь добавил старший советник Латвийского союза самоуправлений Марис Пукис, который прокомментировал происходящее следующим образом:

"Главная проблема заключается в том, что министерство даже не пытается предъявить юридическое обоснование (для роспуска думы). Потому что до последнего момента министерство фактически само не выполняло требования закона. Это происходило и сейчас, и 7 лет назад. Создалась ситуация, при которой единственный министерство действовало согласно закону 11 декабря. Теперь начнется рассмотрение дела в Конституционном суде, и только на основании его решения будет получена юридическая аргументация – нарушила ли дума законы или нет".

То есть, 11 декабря Министерство защиты среды и регионального развития потребовало у Рижской думы отменить пункты правил по вывозу мусора, которые же само требовало внести пару месяцев назад. Рижская дума приняла решение обратиться в Конституционный суд с жалобой на действия министерства. Но до окончания судебного разбирательства никто не может сказать, кто прав, а кто – виноват.

Это суд или цирк?

Заседание комиссии, где законопроект готовился к первому чтению, напоминало суд. Стороны – министерство и Рижская дума – старались убедить присутствующих в своей правоте, приводя юридические и политические аргументы. По общему впечатлению, побеждало самоуправление: юристы от министерства даже не могли ответить на вопрос оппозиционных депутатов - какие статьи закона нарушило самоуправление. А когда они все же были названы, последовал второй вопрос – почему эти нарушенные законы не упомянуты в аннотации к законопроекту?

Диагноз этому судилищу поставил член бюджетно-финансовой комиссии Вячеслав Домбровский ("Согласие"):

"Большинство в Сейме составляют депутаты партий, которые участвовали в выборах в Рижскую думу, но проиграли. Министр Юрис Пуце – автор законопроекта – полтора года просидел в думе оппозиции. Раз им не повезло победить в думе в честных выборах, они теперь пытаются использовать любые методы".

Юридическое бюро заявило, что ни у него, ни у депутатов "нет конкретных фактов, которые свидетельствуют о нарушениях, допущенных Рижской думой", поэтому Юридическое бюро рекомендовало не передавать законопроект в Сейм на первое чтение. Тем не менее, коалиционные депутаты проголосовали "за". Проект был передан на первое чтение.

Случай экстраординарный

Комментируя происходящее в Риге, бывший мэр столицы, депутат Европарламента Нил Ушаков на своей странице в Facebook отметил, что готовится беспрецедентное решение в новейшей истории Евросоюза: ни разу за все время ни в одной стране не распускалось столичное самоуправление. Если такое решение будет утверждено парламентом, экс-мэр Риги пообещал санкции "со стороны Евросоюза".

На дебатах в парламенте было отмечено, что законопроект нарушает права жителей столицы, которые голосовали и выбрали думу согласно закону. Теперь министр единолично, фактически, намерен распустить самоуправление, причем, не предъявляя достаточных оснований.

При этом существуют доказанные факты нарушения Сеймом законов при принятии бюджета 2020 года, однако они фактически игнорируются, и избиратели вынуждены собирать подписи за организацию референдума по поводу отставки Сейма. Было бы справедливо, - отмечали депутаты оппозиции на дебатах, - такое же право предоставить и избирателям Рижского самоуправления. Пусть они решают, желают они или нет распустить Рижскую думу.

До встречи в мае?

Пока ситуация выглядит следующим образом: второе (окончательное) чтение законопроекта о роспуске думы состоится в январе. Затем оппозиция рассматривает возможность обратиться к президенту страны с требованием не провозглашать закон. Процедура займет два месяца. Так что, перевыборы в Рижскую думу, по всей видимости, будут проведены 2 мая.

Заодно коалиция, не особо утруждаясь в мотивации, заново пересмотрела законы, регулирующие проведение выборов в самоуправления, и внесла в них "удобные" для себя поправки: депутатов Рижской думы все же будут избирать до окончания срока полномочий следующего очередного созыва. То есть, почти на 5,5 лет. Борьба за город обещает быть серьезной.

Тема:
Роспуск Рижской думы: что дальше (159)

По теме

Правительство Латвии одобрило роспуск Рижской думы
Крупные расходы и наспех переписанные правила: глава ЦИК о перевыборах в Риге
Ушаков: ЕС может ввести против Латвии санкции из-за роспуска Рижской думы
"Не вы думу выбирали, не вам ее распускать": в Латвии предлагают новый референдум
Теги:
Сейм, Рижская дума, Рига, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik