РИГА, 6 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. Голосование по утверждению правительства Кариньша раскололо KPV LV: вопреки решению фракции пятеро депутатов не поддержали кабмин, что привело к появлению партии, находящейся одновременно как в правящей коалиции, так и в оппозиции.
Лучше больше, чем меньше
Интересно, что пока с четырьмя из пяти внутренних оппозиционеров ничего не произошло. Они являются полноправными членам фракции, и только Алдис Гобземс, исключенный из партии, стал независимым депутатом.
Как предположил профессор Латвийского университета, политолог Юрис Розенвалдс, в таком состоянии KPV LV может существовать долго. По его словам, фракция постоянно подчеркивает, что у них большая демократия, а значит, нельзя исключать, что по каждому вопросу их депутаты будут договариваться. Если же прийти к консенсусу не удастся, то все члены фракции будут голосовать так, как считают нужным.
Действительно, если голосование части депутатов коалиционной партии против утверждения правительства – небывалое событие в латвийской политике, то одновременное нахождение фракции как в позиции, так и в оппозиции, не является для Латвии чем-то уникальным. Достаточно вспомнить прошлый 12-ый Сейм, когда в таком статусе находилась фракция "Единство", в которой работали исключенные или вышедшие из партии депутаты, как Вейко Сполитис или Дзинтарс Закис.
Одно время целых пять депутатов находились во фракции "Единство", хотя они состояли в конкурирующей партии "Движение За!". Также эти депутаты голосовали вопреки решению фракции, например, не поддержали закон о финансировании здравоохранения и поддержали предложение об автоматическом предоставлении гражданства новорожденным детям неграждан. Иногда даже звучали требования предоставить этой группе особый статус и влияние во фракции, и даже переименовать "Единство" в Объединенную фракцию. Правда, это предложение не прошло, и старое название фракции осталось.
Так что, если председатель фракции KPV LV Атис Закатистов не будет знать, что ему делать с имеющейся группой вольнодумцев, он может проконсультироваться с коллегами из теперь уже "Нового Единства" - там как раз есть парламентарии, помнящие работу фракции прошлого созыва.
Ведь Закатистов очень хорошо понимает, что исключать депутатов их фракции невыгодно, так как она сильно потеряет и в материальном плане, и, что более важно, – во влиянии.
Поэтому чем больше во фракции людей, тем лучше, несмотря на их внутренние отношения, а значит, с этими депутатами-раскольниками придется как-то существовать.
Выгодная двойственность
Такая двойственная позиция KPV LV выгодна партии еще в одном аспекте – игре на публику. Быть в правительстве означает в том числе и голосование за множество непопулярных решений, ведь членам правящей коалиции необходимо придерживаться коалиционного соглашения. Правда, представляется, что премьер-министру Кариньшу все же не следует всегда рассчитывать на поддержку KPV LV, так как эта партия уже показала, что может солидаризироваться и с оппозицией.
Например, KPV LV поддержало предложение "Согласия" об отставке уже экс-министра экономики Арвилса Ашераденса.
А голосовавший против правительства несостоявшийся министр экономики, депутат от KPV LV Дидзис Шмитс отметил на своей станице в Facebook, что некоторым политикам, ответственным за компонент обязательной закупки, после расследования парламентской комиссии придется "сушить сухари". Тем самым он прямо дал понять, что легкой жизни правительству Кариньша ожидать не следует.
И хоть сейчас Шмитс находится среди пятерки "внутренних оппозиционеров", нельзя исключать, что в момент ответственного голосования к нему могут присоединиться и те его товарищи, которые поддержали действующий кабмин.
Разделение фракции KPV LV и отсутствие в ней дисциплины заставит премьер-министра постоянно обращать на нее внимание и задаваться вопросом, сколько их депутатов могут подержать те или иные поправки или реформы. И если сейчас большинство членов KPV LV выразили поддержку правительству, а некоторые из них даже получили министерские посты, это еще не означает, что так будет всегда. Четких идеологических позиций у этих депутатов нет, поэтому они могут и кардинально изменить свои взгляды.
Достаточно вспомнить, каким непримиримым оппозиционером показывал себя лидер KPV LV Артусс Кайминьш. А сейчас он спокойно находится в одной коалиции с теми, кого еще вчера обличал с парламентской трибуны.
Как заметил Юрис Розенвалдс: "Очень забавно смотреть, как Кайминьш из такого "анфан террибль" прошлого Сейма, вдруг превратился в государственно мыслящего политика, который говорит, что у его партии есть обязательства перед латвийским народом и страной. В этом смысле интересно посмотреть на произошедшие с ним перемены, потому что в прошлом Сейме он вел себя совершенно по-другому".
Из оппозиции в позицию
Действительно, на недавних дебатах, Кайминьш отметился своей хвалебной речью в адрес нового кабинета министров. Кайминьш "пропел дифирамбы" и новому премьеру, указав, что Кариньш является единственным, кто может вытянуть страну из сложившейся ситуации, иначе Латвию будет ждать серьезная опасность.
"У вас на плечах очень важный рюкзак, и мы вам поможем его нести", – сказал Кайминьш, хотя еще до выборов он жестко критиковал того же самого Кариньша.
Что тут можно сказать, возможно, Кайминьш изменился и осознал свою неправоту. Но скорее всего, он не изменился, изменилась лишь его риторика, и представляется, что связано это с тем, что он, как и его коллега Атис Закатистов, не хочет попасть в тюрьму. Ведь летом против них двоих начался уголовный процесс, связанный с незаконным финансированием партии KPV LV, посредничеством при таком финансировании и вымогательством финансирования, который все еще продолжается.
Интересно, что на дебатах Алдис Гобземс заявил, что Кайминьш предлагал незаконно получить для партии сто тысяч евро, а после выборов единственное, что он делал, – "метался по кабинетам с поправками в регламент Сейма, которые отменили бы его выдачу, если это требование пришло бы в парламент".
Так что не исключено, что Кайминьш действительно виновен, и расчет его прост – поддержать правительство, члены которого из Новой консервативной партии полны решимости снять начальника KNAB Екаба Страуме и генпрокурора Эрикcа Калнмейрса с их постов.
По-видимому, Кайминьшу намекнули, что если KPV LV поддержит Новую консервативную партию, то люди, которые придут на освобожденные должности, его не тронут, тогда как при другом раскладе, возможны всякие варианты. Вследствие этого у него остается только два варианта действий: полностью поддерживать правящую коалицию, надеясь на решение своих проблем, или же придерживаться независимого курса и бороться за своё честное имя в суде.
Судя по всему, Кайминьш свой выбор сделал. Однако возникает вопрос, сможет ли он и дальше удерживать своих депутатов, которые могут и прекратить идти у него на поводу.