РИГА, 6 авг — Sputnik. Министерство финансов Латвии считает, что передача 250 миллионов евро в основной капитал airBaltic не влияет на баланс бюджета, сообщает Neatkarīgā.
По информации регистра предприятий, 4 августа основной капитал Air Baltic Corporation AS увеличился почти вдвое и достиг 506 472 824 евро. Скорее всего, дополнительные 250 миллионов евро были перечислены авиакомпании, потому что ее долги в очередной раз превысили основной капитал, предполагает Neatkarīgā. Реальный основной капитал следовало бы рассчитывать, не прибавляя прошлый номинал к траншу от государства, а отнимая от указанной суммы те долги, которые предприятие должно выплатить в ближайшее время. Возможно, после этой операции останется хотя бы сотня миллионов евро, а airBaltic сможет и дальше быть на плаву.
Свои действия Латвия согласовала с Еврокомиссией, где считают, что рекапитализация поможет авиакомпании преодолеть последствия коронавирусного кризиса.
Министр сообщения Талис Линкайтс также попытался сказать что-то, что должно смягчить новость о выбрасывании государственных средств "на ветер" - в прямом и переносном смысле этого слова. Он заявил, что airBaltic остается краеугольным камнем авиации всего региона, и отметил, что решение Еврокомиссии не только позволяет, но и предписывает вернуть эти деньги в течение пяти-семи лет.
"Условно предусмотрены и штрафные санкции, если эти средства не будут возвращены вовремя. В соответствии с решением, Латвия должна предоставить конкретный план того, как государство вернет эти деньги. Мы договорились, что в ближайшие шесть месяцев руководство авиакомпании представит детализированное видение того, как можно работать дальше, чтобы сократить вложения государства в airBaltic", — заявил министр.
Вложение в основной капитал — это не заем, но в принципе его можно вернуть, если найдется кто-то, кто выкупит у государства акции airBaltic. Правда, такого инвестора ищут уже лет пятнадцать.
Теперь установлен довольно короткий срок — полгода, в течение которого авиакомпания должна разработать план публичного предложения акций. Это реальный срок в том смысле, что за него нужно только разработать план, а не продать акции. Затем последуют еще несколько лет, в течение которых экономическая ситуация в мире в целом и в авиации в частности должна быть достаточно хорошей, чтобы план можно было реализовать.
Основной вопрос в том, от каких расходов Латвия отказывается сейчас на основании предположения, что деньги, вкладываемые в airBaltic, впоследствии вернутся с процентами. Речь идет не только о прямой материальной выгоде — под преимуществами поддержки airBaltic нужно понимать и финансовое значение туристического потока, который авиакомпания приводит в Латвию, и улучшение образа страны. Нематериальную выгоду airBaltic приносит и Риге, улицы которой серьезно опустели без иностранных гостей.
Любопытно, что министерство финансов заявило, что вложение четверти миллиарда евро в основной капитал airBaltic не влияет на расходную часть общего бюджета Латвии. Смысл ответа ведомства в том, что нет разницы между средствами, которые лежат на счете Государственной кассы, и средствами, которые лежат в кассе государственного предприятия.
"В связи с Air Baltic Corporation объясняем, что платежи, направленные на увеличение основного капитала, не влияют на поток расходов общего бюджета. Эти платежи осуществляются в части финансирования госбюджета, не влияя на расходные позиции. Согласно руководящим указаниям Европейской системы национальных счетов, сделки по увеличению основного капитала оцениваются индивидуально и, соответственно, учитываются или не учитываются как расходы на балансе общего бюджета правительства и в долге", - заявили в министерстве.