13:12 08 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1290
  • RUB80.8888
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
airBaltic - национальный авиаперевозчик (144)
627

Почему государство выделило airBaltic именно четверть миллиарда евро, почему компания не может радикально сократить расходы и какие обязательства по зарплате она продолжает выполнять, рассказал глава компании Мартин Гаусс

РИГА, 13 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Обширное интервью о ситуации в национальной авиакомпании airBaltic дал "Латвийскому радио" президент предприятия Мартин Гаусс. Компания сможет пережить кризис, однако процесс выхода из тяжелой ситуации будет длительным.

Пока – ничего хорошего

Очевидно, дать подробное интервью Мартина Гаусса вынудила не слишком благоприятная ситуация в медийном пространстве. Сначала в СМИ активно обсуждалось, что предприятие уволило около семисот работников, причем произошло это еще до принятия решения о выплате государством пособий по простою, которых эти люди были лишены.

Также появлялась информация о нескольких траншах финансовой поддержки национальной авиакомпании – сначала на несколько десятков миллионов евро, а затем правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро. Четверть миллиарда от государства не получила ни одна другая компания. Даже целые отрасли народного хозяйства страны могут претендовать на поддержку от государства в сумме на порядок меньше.

Все это происходит на фоне публикаций о том, что Мартин Гаусс является одним из самых высокооплачиваемых руководителей предприятий с участием государственного капитала. До недавнего времени его оклад составлял около 80 тысяч евро в месяц (правда, некоторое время назад Гаусс заявил, что намерен отказаться от зарплаты на период кризиса).

Кто-то из политиков сравнил нынешнее состояние airBaltic и объем государственной поддержки с человеком, купившим "Феррари", который ему явно не по средствам, и теперь не может позволить себе его содержать. Делались предположения даже о том, что правительство, по сути, готовит национальную авиакомпанию к продаже заранее выбранному инвестору.

Словом, негативных поводов набралось достаточно, и президент airBaltic постарался передать картину происходящего, что называется, "с другой стороны".

"Наши доходы - 2% от докризисного уровня"

Первое и главное, что заявил Мартин Гаусс: в течение ближайших пяти лет авиакомпания, согласно бизнес-расчетам, намерена заплатить в виде налогов в бюджет около 230 миллионов евро. При этом первое время после возобновления полетов будут задействованы всего 22 самолета вместо 40, как планировалось в начале года.

По словам Гаусса, сейчас главная проблема авиакомпании — это значительные убытки, возникшие из-за отсутствия пассажиров. "Убытки очень большие, поскольку у нас почти нет доходов. Мы зарабатываем пару сотен тысяч евро в месяц. Для сравнения: раньше, в хороший месяц, доходы airBaltic составляли 40-50 миллионов евро, так что доходы упали в среднем до 2% от обычного объема", – отметил Мартин Гаусс.

При этом расходы авиакомпании с началом кризиса сократились, но не столь значительно. "Убытки создаются и потому, что 50% расходов авиакомпании – фиксированные. И только половина расходов зависит от того, летаем мы или нет. Так продолжается уже два месяца, но мы надеемся, что скоро возобновим полеты", – сказал глава airBaltic.

Сейчас удержаться на плаву помогают средства, которые авиакомпания заняла у международных инвесторов в начале года. "Готовность одолжить нам деньги выразили 100 инвесторов из 25 стран мира. В их числе не было латвийского государства, а только международные инвесторы, которые поверили, что мы сможем вернуть эти средства. Эти деньги по-прежнему помогают airBaltic удержаться в бизнесе. Нам не придется подавать на неплатежеспособность", – полагает он.

Мартин Гаусс отметил следующее: компания продолжает платить зарплаты всем своим сотрудникам, даже тем 700 уволенным людям, поскольку срок увольнения еще не наступил. При этом авиакомпания намерена сохранить зарплату в полном размере для более тысячи сотрудников. Пособия по простою у государства airBaltic не просила – компания платит из своих средств.

"Конечно, в будущем нам придется возвращать заём, но мы рассчитаемся с кредиторами. Если бы кризис затянулся, то допускаю, что у airBaltic закончились бы деньги, как и у любой авиакомпании мира. Многие уже оказались в такой ситуации. Однако airBaltic по-прежнему сохраняет способность платить из своих собственных средств.

Примерно через два месяца в капитал предприятия поступят деньги, выделенные государством, так что сейчас мы выживаем на свои собственные деньги", - отметил Гаусс.

Как вернуть 250 миллионов

Мартин Гаусс объяснил, почему компании предоставлено именно 250 миллионов евро: "Согласно сценарию, включенному в наш бизнес-план, мы сможем возобновить полеты в июле этого года. Расчеты основаны на прогнозах отрасли о состоянии на рынке пассажирских перевозок. При более оптимистичном развитии событий мы, конечно, не истратим всю сумму, полученную от государства. Но минимум – это 204 миллиона евро. Наш бизнес-план предусматривает объем в 250 миллионов евро".

Налогоплательщикам, которые выражают недовольство большими суммами, которые государство выделяет на поддержку авиакомпании, Гаусс сообщил следующее: "Вложенные деньги незамедлительно вернутся в экономику, как только мы доставим в Латвию пассажиров, которые будут тратить свои деньги здесь. Мы влияем и на экономику соседних Литвы и Эстонии. Компания airBaltic – большое предприятие в небольшом государстве, как Латвия, так что наше влияние на экономику страны – значительно".

Руководитель airBaltic подчеркнул: еще никогда в своей истории авиаиндустрия не сталкивалась с подобным кризисом. Но и такой кризис когда-нибудь закончится.

LDz отказать, airBaltic спасать, а что-то украдут: Немиро о распределении денег в кризис>>

Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик (144)

По теме

Пришлось отдать тысячи евро: репатриация рейсом airBaltic дорого обошлась латвийцам
Линкайтс: компания airBaltic в два раза сократила флот, штат пилотов и стюардесс
Более 10 миллионов евро: клиенты airBaltic требуют от компании выплат
В автоперевозках катастрофа, а помогли airBaltic: бизнес недоволен решениями кабмина
Теги:
airBaltic, Мартин Гаусс

Главные темы

Орбита Sputnik