РИГА, 16 янв — Sputnik. Латвия заинтересована в организации транспортировки нефти в Беларусь через свои порты, заявил премьер Кришьянис Кариньш во время визита в Минск, передает БелТА. Для балтийской страны – это реальные деньги, однако пока это вопрос находится на стадии обсуждения, дело – за компаниями.
"С одной стороны, можно экспортировать из Беларуси через латвийские порты нефтепродукты. Но можно обсуждать и другую возможность - импорт нефти со всего мира через Латвию в Беларусь. Мы обсуждаем уже такие возможности", - заявил Кариньш.
По его словам, в первую очередь этот вопрос нужно оценить компаниям, потому что "бизнес должен быть взаимовыгодным". "Что касается правительства, оно в высшей степени заинтересовано в развитии бизнес-возможностей. Здесь вопрос практический. Нужно общаться с терминалами, железнодорожными компаниями, которые будут обеспечивать эти поставки", - добавил латвийский премьер.
Кариньш считает, что Латвия заинтересована именно в долгосрочных отношениях.
"В таком случае возможно планировать бизнес, и это позволяет понижать цены, а это хорошо для всех вовлеченных сторон", - добавил глава латвийского правительства.
Россия и Беларусь к началу 2020 года не смогли договориться по условиям поставок нефти. Сообщалось, что российские компании предлагали сохранить условия контрактов 2019 года на поставку нефти. Минск же просил снизить контрактную цену на нефть на 10 долларов за тонну, которые являются премией к рыночной цене. В этой ситуации Белорусская нефтяная компания и НПЗ ищут альтернативы российской нефти – на Украине, в Польше, Прибалтике, Казахстане и Азербайджане, заявил вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой.
Возможности Латвии
Министр сообщения Латвии Талис Линйкайтс сообщил 15 января, что там пока не получили от Беларуси запрос на поставки нефти, передает Rubаltic со ссылкой на ТАСС.
"Пока что нет. Но у нас хороший контакт с белорусскими коллегами насчет совместной работы по увеличению товарооборота, в том числе по нефти и нефтепродуктам в обоих направлениях", - сказал Линкайтс.
По его словам, нефть можно транспортировать из Латвии в Беларусь и по железной дороге. Объемов возможных поставок министр не назвал.
По словам Линкайтса, вопрос транзита нефти из Латвии в Беларусь является комплексным.
"Это вопрос и технической стороны, и взаимного интереса, и технологической цепочки - как мы это будем делать, при каких условиях и при каких ценах это экономически обосновано", - сказал Линкайтс.
Ранее управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш заявил, что в вопросах возможных поставок нефти в Беларусь Вентспилсский и Клайпедский порты имеют преимущества, хотя и в Рижском порту два терминала изучали такую возможность, но дальше тестовых поставок дело не продвинулось.
"Поэтому у этих портов могу быть преимущества. Однако все сейчас упирается в решения белорусской стороны", - сказал Зелтиньш.
"Плюс Риги в том, что мазут с нефтеперерабатывающего завода в Новополоцке везут на терминал BLB, а обратно отправляют пустые цистерны. С тем же успехом в Риге их можно наполнить нефтью, которая потом направилась бы в Новополоцк, тем самым логистические издержки бы снизились. В свою очередь, для Рижского порта это было бы сложнее, потому что нефтяные танкеры мы можем принимать только в терминале Naftimpeks, а новополоцкий мазут везут в терминал BLB в Вецмилгрависе. Технически это сделать можно, но это предложение пока что не вылилось в реальные грузы", - сказал Зелтиньш.
Конкуренция со стороны Литвы
Литовская компания по погрузкам нефтепродуктов Klaipedos nafta заявила, что получила запрос белорусских клиентов на перевалку нефти, подтвердил временный директор компании по нефтебизнесу Гедрюс Сабаляускас. По его словам, Klaipedos nafta готова переваливать сырую нефть с судов.
Представитель Klaipedos nafta Оринта Бракаускайте пояснила, что заявка поступила от Белорусской нефтяной компании (БНК). Она экспортирует продукцию белорусских НПЗ – Мозырского и "Нафтана".
Klaipedos nafta утверждает, что может переваливать до 3 миллионов тонн нефти.
Директор Клайпедского порта по маркетингу и общим вопросам Артурас Друнгилас отметил, что теоретически нефть для Беларуси можно было бы импортировать и через контролируемый компанией Orlen Lietuva Бутингский нефтетерминал, однако эта компания является конкурентом белорусских заводов.
"Технически это действительно возможно, потому что он и сейчас работает на импорт сырой нефти, но Orlen является прямым конкурентом НПЗ Беларуси", – сказал Друнгилас.
Через Бутингский терминал Мажейкяйский НПЗ сейчас импортирует нефть только для своих нужд.
Реверс из Польши
Беларусь также рассматривает в качестве альтернативного варианта поставок нефти реверс из Польши. Технически у польской стороны нет возможности качать нефть по магистральному нефтепроводу "Дружба" одновременно "к себе и от себя", однако оператор может организовать прокачку для Беларуси реверсом с остановкой, заявил главный инженер белорусского оператора "Дружбы" - ОАО "Гомельтранснефть Дружба" - Андрей Вериго.
Он выразил уверенность, что в критической ситуации с поставками польская сторона пойдет навстречу белорусским НПЗ.
"С остановкой этот реверс, конечно, возможен… Допустим, неделю качаем на Мозырь (если из Польши, то в белорусский Новополоцк – ред.), а три недели качаем из Мозыря. Это вполне технически реализуемая задача", - заявил Вериго.
При этом он признал, что в этом вопросе имеются не только технические, но и экономические, и политические риски.
Минимум на 15% дороже
Эксперты отмечают, что все альтернативные поставки нефти в Беларусь окажутся дороже, чем импорт из РФ.
"У Беларуси есть альтернативы, но все они дороже и они невыгодны. (...). Конечно, зависит от цены, по которой продает Россия, но затраты на транспортировку однозначно намного выше, если везти морем", – заявил представитель Клайпедского порта Артурас Друнгилас.
По оценке начальника отдела инвестиций "БКС Брокер" Нарека Авакяна, стоимость альтернативной нефти для Беларуси будет минимум на 15% выше.
Это связано как с себестоимостью российской нефти, которая обычно примерно на 3-5% дешевле эталонных марок, так и с географической близостью двух стран. Свою роль также играют щадящие таможенные и налоговые условия в России.
"Поставки должны соответствовать экономической целесообразности, и в этом плане российская нефть для Белоруссии - это наиболее выгодный вариант", - заявил Авакян.
В настоящее время Беларусь покупает только российскую нефть. В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.