Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Альтернативы нефти из РФ дороже: в Литве готовы помочь Беларуси, но не видят смысла

© Sputnik / Андрей Александров / Перейти в фотобанкКлайпедский морской порт
Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Беларуси выгоднее всего импортировать нефть из России, считают в порту Клайпеды, но готовы транспортировать в соседнюю республику до трех миллионов тонн сырья в год

РИГА, 4 янв — Sputnik. Литовские железные дороги (Lietuvos gelezinkeliai) и Клайпедский порт готовы транспортировать нефть для белорусских НПЗ, однако признают, что для Минска нет более выгодного предложения по цене, чем российское. Кроме того, Литва может импортировать только 3 миллиона тонн, в то время как из РФ Беларусь получает около 24 миллионов тонн нефти ежегодно, передает Baltic Course.

Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. В государственном концерне "Белнефтехим" подтвердили, что загрузка двух работающих в республике НПЗ – Мозырского и "Нафтана" – снижена до технологического минимума. Белорусская сторона сейчас активно работает над заключением новых контрактов на поставку нефти, в том числе и из альтернативных российским источников.

Товарный поезд - Sputnik Латвия
Латвия лишилась транзита белорусского бензина

Глава Klaipedos nafta Дарюс Шилянскис заявил, что терминал готов импортировать нефть для Беларуси. "Решает клиент, а мы только предоставляем услуги. Готовы ли мы? Да, мы готовы, и технологически, и физически", – сказал Шилянскис.

В свою очередь представитель Клайпедского порта Артурас Друнгилас заявил, что у них уже имеется  опыт транспортировки нефти в Беларусь. "Из Ирана был импортирован один танкер с сырой нефтью, но выбор у Беларуси тоже большой", – сказал Друнгилас.

Глава LG Cargo Эгидиюс Лазаускас также заявил, что литовская компания готова перевозить нефть в Беларусь. "Технологически этот процесс отработан и в этой связи мы не видим проблем с перевалкой какого-то потока обратно в Беларусь", – сказал он. Глава компании-перевозчика добавил, что время от подачи заявки до начала транспортировки грузов небольшое – обычно одна-две недели.

По его мнению, через Литву можно было бы импортировать около трех миллионов тонн нефти в Беларусь. Если Минск действительно направил бы импорт нефти через страны Балтии, то этот поток должны были бы разделить между собой все порты восточного побережья, считает Лазаускас.

Он отметил, что представители Беларуси давно интересуются возможностью импорта нефти через балтийские порты, они уже посещали и Латвию, чтобы оценить перспективы.

При этом в Литве отмечают, что для Беларуси все альтернативные российским поставки нефти дороже.

Грузовой порт в Риге - Sputnik Латвия
Латвия готова помочь Беларуси в поставках нефти не из России

"Это политический вопрос. У Беларуси есть альтернативы, но все они дороже и они невыгодны (...). Конечно, зависит от цены, по которой продает Россия, но затраты на транспортировку однозначно намного выше, если везти морем", – сказал Друнгилас.

В настоящее время Беларусь покупает только российскую нефть. В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

При этом ранее Лукашенко заявлял, что при отсутствии договоренностей с РФ в энергетической сфере Минск может начать реверсом качать нефть в Беларусь через Польшу и "конфисковать" для этого две трубы нефтепровода "Дружба", по которым идет транзит российской нефти на Запад, в результате чего транзит российской нефти через республику в Европу может упасть с 60 до 20 миллионов тонн в год.

Также сообщалось, что Беларусь договаривается с Казахстаном о поставках нефти по нефтепроводу "Дружба" в объеме от 1 до 3,5 миллиона тонн в год.

Лента новостей
0