Почти 30 лет назад Латвии вернули ее независимость, как возвращают давно потерянную и найденную в камере хранения штуковину. С тех пор денно и нощно страна ведет незримый бой с УГНАЦИБом (угрозой национальной безопасности). Потому что есть вероятность, что "недружественные силы" (которые, собственно, и вернули стране ее независимость) захотят снова ее отнять (извините, были с похмелья).
Концепция небезопасности
УГНАЦИБ таится под каждым кустом, выглядывает из-под каждого плинтуса, корчит рожи с экранов телевизоров, вывесок магазинов, ухмыляется из паспортов неграждан. Часто она появляется в самых неожиданных местах, что очень огорчает и пугает политиков-националистов и вызывает нездоровый ажиотаж в латышских СМИ. А вот там, где действительно существует угроза существованию государства, ее чаще стараются не замечать. Что странно.
К сожалению, чем старше латвийская независимость, тем сильнее угрозы. Это не удивительно, ведь страна становится богаче и краше, а населения, от которого только проблемы, в ней все меньше. Раньше для устранения угроз у нас была просто ПБ (Полиция безопасности). Но недавно ее переименовали в СГБ (Службу госбезопасности). Тем самым как бы заявив, что в Латвии вполне осознают серьезность проблем и готовы поставить им заслон. Чтобы УГНАЦИБ боялась.
Недавно СГБ предоставила правительству проект Концепции национальной безопасности, где перечислены имеющиеся в наличии угрозы нацбезопасности конституционному строю, демократии и геополитической ориентации Латвии в направлении северной части Атлантического океана.
Одной из таких угроз является то, что Россия активно работает с молодыми соотечественниками за границей, воспитывает среди них историческую память, восстанавливает памятники их дедам. Короче, только и делает что напоминает: на этой территории Россия не чужая. Здесь, между прочим, 300 лет существовала Российская империя, да и после нее с небольшим перерывом Латвия и Россия проживали в одном государстве.
Но по логике СГБ, русскоязычная молодежь, чтущая свою историю и подвиги своих дедов, любящая свою историю, литературу и вклад в мировую культуру, предоставляет опасность существованию Латвии. А вот забывшие свою историю и язык, проклявшие героическое наследие своих предков — это то, что нужно для процветания Латвии в геополитическом семействе НАТО.
Враги раскинули сети
На днях на Рижском форуме безопасности выступил действующий президент Латвии Эгилс Левитс, который назвал угрозой соцсети. "Есть много разных способов угрожать демократии и свободе. Один из таких инструментов – социальные сети". Сказал он.
Вот совсем из другой оперы. Латышский архитектор в социальной сети заявил о том, что в Риге можно почувствовать абсолютное доминирование больших торговых центров - из-за них исторический центр Риги стоит пустой без магазинов и людей. Это, по его убеждению, уже угрожает национальной безопасности. Весь доход уходит из Латвии.
В общем, опасны не только социальные, но и торговые сети. Во вновь открывшемся торговом центре в Риге появился магазин российского рэпера Тимати, в котором торговали майками с изображением президента России Владимира Путина.
После скандала, поднятого представителями Национального объединения, новинками моды заинтересовалась Служба госбезопасности, которая сообщила, что проведет оценку этой ситуации, так как в торговле коллекции с тематикой Кремля видит... "усилия России пропагандировать свой геополитический курс".
Язык твой — враг мой
Таблички с названием улиц на двух языках — латышском и русском — это очень опасно. Эту угрозу в начале 90-х идентифицировали одной из первых. В свое время брошюры с приглашением женщин пройти бесплатный скрининг груди на русском Центр госязыка, слава богу, оперативно распознал и тираж уничтожил.
Медали на груди ветерана Второй мировой — тоже подкоп под геополитический курс свободной Латвии. А на днях депутат Сейма от Национального объединения Эдвинс Шноре пристыдил Центральное статистическое управление (ЦСУ) Латвии за возможность заполнить анкету-опрос на русском языке. Разглядел крамолу, проявил бдительность и гражданскую позицию.
Министерство сообщений предлагает снизить требуемый уровень знания государственного языка для кондукторов общественного транспорта... А разве это не угрожает вечному существованию латышской нации?
Люди, которые до сих пор под Новый год смотрят "Иронию судьбы, или С легким паром" — препятствие на пути Латвии в Европу и рецидив советского мышления. Такую же опасность и бомбу под "правильное" понимание истории представляет "Долгая дорога в дюнах". Гастроли российских звезд в Латвии и российские сериалы — подкоп под интеграцию и единую историческую память. И угроза идентичности, так как их смотрит и титульное население!
А теперь о настоящих угрозах
Ну а разве сообщения о том, что рост ВВП замедлился вдвое — это не опасно? О том, что сотни тысяч латвийцев покинули страну и Латвия обезлюдела, особенно ее регионы? А не опасны ли для существования государства политики и депутаты? Вот очередной опрос SKDS: "Доля тех, кто считает, что Латвией управляют в интересах всех ее жителей — всего 13%. Абсолютное большинство — 73% — по-прежнему считает, что Латвией управляют только в интересах определенных влиятельных групп".
Справедливости ради надо отметить, что настоящие угрозы безопасности и основам государства в СГБ все-таки прощупывают. В упомянутом уже проекте Концепции нацбезопасности много места отведено экономике. Указывается, что в ней большое количество отраслей, подверженных геополитическому влиянию и в то же самое время жизненно важных для развития страны. Например, энергетика, транзит, финансовая отрасль. В проекте СГБ дает правительству указания всячески содействовать их развитию.
Но позвольте, разве не из-за угрозы энергетической независимости Латвию вынуждают отказаться от дешевого восточного газа, покупать более дорогое электричество? Что вкупе со сказочной аферой с "зеленой" энергией делает латвийскую промышленную продукцию менее конкурентоспособной, хотя в докладе сказано о важности экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Разве поворот Россией транзитных рек из Прибалтики в направлении своих портов — не результат долгосрочной и упорной политики враждебности властей Латвии по отношению к соседнему государству? Разве драматическое снижение показателей финансового сектора — это не итог борьбы с "опасными" деньгами нерезидентов? Разве политика препятствия ввозу дешевой рабочей силы не отталкивает от Латвии последних инвесторов?
Опасность таится повсюду. Большинство лесов в Латвии принадлежит скандинавам — это тоже опасно. Крупнейшая скотоводческая фирма в Латвии принадлежит туркам. Станут ли они поить наших буренок росой и нашептывать дайны? Нет. Те же крупнейшие торговые сети, увы, принадлежат не латвийцам.
Кажется, они о чем-то догадываются
В проекте Концепции говорится и о проблемах с доступностью квалифицированной рабочей силы, о низкой производительности труда и одновременном росте зарплат. И, что показательно, о неравномерном росте доходов и углублении неравенства. Кажется, власти все-таки о чем-то начинают догадываться.
В том же выступлении на форуме безопасности президент Эгилс Левитс признал, что есть еще один способ борьбы с угрозами демократии: нужно улучшить систему здравоохранения, образования и социального обеспечения в государстве. А вот это уже горячо! Недоступность качественно медицинского обслуживания и нехватка учителей и денег на их зарплаты — вот настоящая, а не выдуманная УГНАЦИБ.
Правда, слушая рассуждения политиков и чиновников от безопасности складывается впечатление, что они обеспокоены экономикой постольку, поскольку Латвия должна обеспечить свой вклад в оборону на уровне 2% от ВВП. После слов о здравоохранении и образовании Левитс так и заявил, что НАТО – важная организация, потому страны-участницы должны делать все, чтобы ее сохранить, в том числе, продолжать увеличивать оборонный бюджет.
Кстати, о НАТО. США и их союзники все интенсивнее используют Латвию, чтобы подобраться ближе к границам России. А это не опасно для проживающего тут населения, которого и так осталось немного?
Наконец около 40% населения в Латвии ущемлены в правах, потому что политики принимают важные для их существования как национального меньшинства законы, не приняв во внимание их мнение. Я имею в виду перевод школ на латышский язык обучения. Навряд ли такой шаг сделает страну безопаснее.
И наконец, в Латвии зачем-то строят "Дом будущего" Музея оккупации. Это разве не опасно? Мне кажется, что это нехорошо, даже чисто символически.