В июле начался судебный процесс по делу Олега Бурака, которого обвиняют в шпионаже в пользу России. Следующее заседание состоится 12 августа.
Возможно, нас ждут сюрпризы. Есть основания полагать, что к аресту Бурака причастны бывшие сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), ныне возглавляющие Новую консервативную партию.
Сломать подследственного
Напомню, что полковник-лейтенант МВД в отставке Олег Бурак был арестован Службой госбезопасности осенью прошлого года и с тех пор находится в Рижской центральной тюрьме.
СГБ предприняла беспрецедентные усилия, чтобы добиться от него признания в шпионаже. В отношении Бурака были применены методы, которые можно квалифицировать как пытки.
Например, в камеру, где он сидел, прислали, говоря на тюремном жаргоне, "прогон" (записка) от якобы авторитетных арестантов, где сообщалось, что Бурака надо "наказать жестоко". В условиях тюрьмы это нешуточная угроза. Бывало, что люди, получив такие угрозы, кончали жизнь самоубийством. Но, как выяснилось, заключенные, имеющие реальный вес в тюрьме, никакого отношения к этой записке не имели. Провокацию, скорее всего, организовала Служба госбезопасности через заключенных, которые у нее "на крючке".
Из той же серии: "навешивание" дополнительных, помимо шпионажа, статей обвинения, демонстративное силовое задержание подруги Бурака, которая проходит по делу как свидетель (нельзя было просто вызвать повесткой?..), угроза возбудить уголовное дело против сына-инвалида.
Цель всех этих действий очевидна — сломать подследственного. Но усилия СГБ оказались тщетными: Бурак себя виновным в шпионаже не признал.
Ну очень странный шпион
С самого начала у меня были большие сомнения в виновности Бурака. Затем сомнения переросли в уверенность: дело сфабриковано.
Для шпиона Бурак вел себя совершенно неадекватно. Работая в Информационном центре МВД, он вместо того, чтобы втираться в доверие и тихо собирать секретные сведения, развернул борьбу с мошенническими финансовыми схемами, чем не на шутку разозлил начальство. Судился с Центром государственного языка, публично называл это учреждение "языковой инквизицией". Пожертвовал деньги партии ЗаПЧЕЛ, которая воспринималась властью как пятая колонна России.
Что еще нужно, чтобы разоблачить себя как агента Кремля?! Разве что повесить портрет Путина в кабинете…
Далее, это дикое давление, которое оказала на Бурака СГБ, добиваясь от него признания, — зачем оно? Если на руках у следствия убедительные доказательства, нет необходимости в течение многих месяцев мучить пожилого человека, вытягивать из него признание. Пусть себе все отрицает, улик и так хватает, чтобы засадить надолго.
А вот если улик нет… Тогда признание обвиняемого фактически и становится главной уликой. И суд в таком случае имеет право рассмотреть дело без предъявления доказательств. Признался, раскаялся, суд вынес приговор — чуть более мягкий, чем мог бы быть, и все, точка. СГБ ставит себе жирный плюс: разоблачили очередного русского шпиона. Все довольны (кроме, разумеется, самого "шпиона").
Судя по всему, внятных доказательств причастности Бурака к шпионажу не существует. Человек попал под кампанию борьбы с "российской угрозой".
Месть аферистов
Но один момент для меня оставался неясным: почему именно Бурак угодил под пресс СГБ? Кому он перешел дорогу?
Сам Бурак объясняет случившееся с ним местью со стороны тех, кого он уличил в коррупции, когда работал в МВД. В письмах из тюрьмы он объяснил мне, как действовала эта коррупционная схема. Излагаю коротко, без деталей.
Фирма Siemens выиграла тендер на внедрение в системе латвийского МВД единой информационной программы. Далее была создана цепочка фирм, ключевая из которых — фирма "Олимпия", где и осели примерно две трети суммы, выделенной из госбюджета. В итоге реально работу выполнили специалисты из Новосибирска, которым, соответственно, досталась треть суммы.
Вот эту аферу и разоблачил Бурак. Мне удалось встретиться с людьми, которые в курсе этой криминальной истории. Всплыл поразительный факт: оказывается, в 2013 году, уже будучи на пенсии, Бурак передал собранные им доказательства в KNAB! Передал не лично, а через посредника, но сам факт того, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией получило эти материалы, сомнений не вызывает.
Дальше я излагаю версию, которая сложилась у меня на основе разговоров с несколькими источниками, заслуживающими доверия. Возможно, кто-то из них согласится дать свидетельские показания в суде, и это будет "бомба".
Так вот, KNAB, в котором ведущую роль тогда играли нынешние лидеры Новой консервативной партии Юрис Юрашс и Юта Стрике, реализовал полученные от Бурака сведения весьма оригинально. "Новым консервам" (народное название партии) требовались деньги на избирательную кампанию — в Рижскую думу в 2017 году и в Сейм в 2018 году. И они решили добыть их путем шантажа тех, кого разоблачил Бурак. Вы нам — деньги, мы — не даем ход делу.
Компания "S-s" (условно назовем ее так) согласилась с предложенными условиями, но с одним дополнением: Олег Бурак, который стал причиной неприятностей для компании, должен быть жестоко наказан. Так возникло уголовное дело о шпионаже.
Яркий штрих от одного из источников: следователю СГБ, если он успешно справится с делом Бурака, была обещана "хлебная" должность в KNAB.
Когда в стране начинается "охота на ведьм", множество людей активно в нее включаются не по идейным мотивам, а чтобы нагреть руки или свести личные счеты. История Олега Бурака — очередное тому подтверждение.
Олег Бурак: "Из меня хотят сделать "страшилку" для всех русскоязычных жителей Латвии">>